Статті журналу


Расширение рынка



Задача сохранения качества сделала упаковку необходимостью в индустрии напитков. Производители напитков сосредоточили внимание на упаковке, эффективной для хранения и маркетингового продвижения продукта, экономичной в производстве, простой в обращении, более экологически безопасной. Увеличение потребления напитков – ключевой фактор роста рынка упаковки для этого сегмента.

Положительные факторы

Готовые к потреблению алкогольные и безалкогольные напитки составляют основной сегмент данной индустрии. Внутри этого сегмента наибольшие объемы в структуре торговли приходятся на напитки, произведенные промышленным способом. Такая продукция реализуется только в упакованном виде, что является основным фактором роста рынка упаковки для напитков. Этому росту способствует интенсивное развитие эффективных механизмов распределения и торговли, включая новые каналы сбыта, например структуру электронной коммерции, вендинга.

Второй важный фактор, положительно влияющий на рост емкости рынка упаковки для напитков, – увеличение потребления. Что прямо связано с ростом населения планеты, а опосредовано – с ростом частоты покупок напитков, включая бутилированные воды. Также увеличению потребления способствует выведение на рынок новых типов напитков, что приводит к формированию новых ниш и сегментов рынка. Например, энергетические и спортивные напитки; витаминизированные воды; ароматизированные воды, чаи и кофе; соковые, пивные миксы, коктейли и многие другие напитки. Такие новые сегменты не только приводят к увеличению потребления, но и расширяют рынок упаковки для напитков. Ведь для правильного позиционирования новых продуктов нужно комбинирование средств рекламы и средств упаковки для создания запоминающегося и легко узнаваемого образа. Если молочные и алкогольные напитки, газированные сладкие воды, пиво – это традиционные товарные группы с достаточно четкими структурами потребления, то новые сегменты в основном ориентированы на целевое потребление.

Третий фактор, который приводит к новым разработкам на рынке упаковки и тем самым способствует качественному росту рынка, – это изменения традиций и привычек потребления. В авангарде таких изменений – молодое поколение. Причем это представители начавшейся цифровой эпохи. Вкусы, предпочтения, привычки меллиниалов сегодня тщательно изучаются, так как именно они будут формировать тренды рынка напитков в долгосрочной перспективе. На сегодня же актуальными трендами среди молодого населения развитых стран являются забота о здоровье и экологическая безопасность. Росту потребления промышленно упакованных напитков в развивающихся странах способствует тренд «потребления на ходу». Особенно активно сегодня это проявляется на рынках самых густонаселенных стран – Индии и Китая.      

Аспекты потребительского влияния

Факторы рынка потребления напитков наряду с экономическими и маркетинговыми факторами будут обуславливать рост рынка упаковки для напитков в течение 2018-2025 гг. По данным службы PR Newswire мировой рынок упаковки для напитков в указанный период будет расти ежегодно в среднем на 4,5%. Такие темпы должны позволить рынку упаковки для напитков достичь емкости $173,7 млрд к концу периода. Стимулировать расширение сегмента и его качественный рост будут вышеотмеченные факторы рынка потребления и устойчивые решения в области упаковки. Эти решения адресованы производителям напитков, которые сосредоточили свое внимание на упаковке, эффективной для хранения и маркетингового продвижения продукта, экономичной в производстве, простой в обращении, более экологически безопасной.

По типам потребительской тары на рынке напитков доминируют бутылки и банки, произведенные из стекла и полимеров. Однако ожидается, что в прогнозируемый период позиции этой тары потеснят пакеты, изготовленные из комбинированных материалов на основе картона и гибких полимерных материалов. Расширение применения такой упаковки поддерживается потребительским спросом, который базируется на изменениях традиций потребления напитков. Это приводит к задачам продления сроков годности напитков с сохранением их качества и безопасности. В свою очередь эти задачи требуют ряда мер: высокая герметичность упаковки и укупорки, надлежащие барьерные свойства, высокие маркетинговые функции, защита брендов от подделок. Поэтому значительный импульс развитию и расширению рынка упаковки для напитков придадут включения в упаковочные решения активных и интеллектуальных систем. Например, такие активные системы как поглощение влаги, кислорода, антиоксидантные и антимикробные агенты помогают продлить сроки хранения напитков, а такие интеллектуальные системы как сигнализирование о целостности упаковки, об окончании сроков годности продукта, средства декорирования и цифровой печати служат задачам защиты от подделок, несанкционированного вскрытия, хищения и контроля пищевой безопасности. Также рост применения комбинированных материалов с высокими барьерными свойствами, облегченного веса и в вариантах порционирования продукта от небольшого литража до больших объемов позволяет экономически эффективно решать задачи транспортировки напитков на большие расстояния без использования «холодной» логистики. 

При опросе потребителей развитых рынков США и Европы примерно 70% респондентов отмечают, что для них важны свежесть и пищевая безопасность напитков. Следующими в списке потребительских приоритетов находятся: защита от несанкционированного вскрытия упаковки, легкость открывания и закрывания, удобный вес и объем упаковки, удобное дозирование напитка.

Таким образом, расширение и качественный рост рынка упаковки для напитков будут обеспечиваться инновациями, направленными на удовлетворение потребительского спроса. Такие инновации затронут все сектора рынка упаковки, сегментированные по материалам. Но наибольший акцент в производстве устойчивой упаковки по всем требованиям рынка потребления придется на сегменты полимерных и комбинированных материалов, так как они предоставляют больше возможностей в разработке новых структур с заданными свойствами и созданию новых дизайнов упаковки.