Статті журналу


Создание надежного транспортного пакета



Сохранность товаров при транспортировке и хранении – важнейшая задача транспортного пакета. Чтобы эта задача успешно решалась, необходимо исключить риски потери стабильности транспортным пакетом. На достижение этой цели направлены инновации в секторах транспортной упаковки и средств упаковывания.

Нерешенные проблемы – это убытки

Транспортный пакет – укрупненная грузовая единица, которая сформирована из товаров в транспортной упаковке, скрепленной вместе на поддоне при помощи вспомогательных упаковочных средств. Такой тип формирования грузов позволяет ускорить и упростить логистические операции, оптимально заполнять полезное пространство при хранении и транспортировке товаров. Однако «все чаще различные предприятия сталкиваются с проблемой транспортного пакета: не доехал груз, распался поддон с продукцией, товар потерял вид и заказчик отказывается его принимать, – отмечает Евгений Сторожук, специалист по продажам ООО «Пак-Трейд». – Подобные потери чаще всего несут предприятия, которые, пытаясь экономить на упаковке и процессах упаковывания, используют некачественные материалы и неэффективные технологии. Это приводит не только к финансовым потерям, но и разрушает репутацию компании. Проанализировать ситуацию, принять правильное решение и наладить процесс формирования надежных транспортных пакетов – задачи, требующие усилий, но вполне решаемые».

Факторы рисков

Надежность транспортного пакета обуславливается рядом свойств, из которых важнейшим является прочность тары. На прочность тары оказывает влияние ряд факторов. Примеры таких факторов для гофрокартонной тары привел Андрей Ребро, заместитель директора ЗГТ ЧАО «Киевский КБК»:

  • факторы окружающей среды. Например, влага, является сопутствующей средой для многих продуктов, хранимых и транспортируемых при средних и низких температурах. Также источник влаги – климатические и погодные условия, особенности складских помещений. Эксперименты показали, что при влажности 6-8% гофрокартон сохраняет свою исходную прочность. При достижении уровня влажности гофрокартона в 13-16% материал теряет свою жесткость и прочность больше чем наполовину. Дальнейший рост влажности будет приводить к невозможности использования упаковки из гофрокартона в качестве средства для транспортировки товара – штабель теряет стабильность из-за деформации тары;
  • укладка продукции в штабеле. Важно, как груз укладывается на паллете, как формируется транспортный пакет. Исследования показали, что углы гофроящика несут суммарно 60% торцевой нагрузки при штабелировании (примерно по 15% на каждый угол). Так что углы – это самые сильные точки гофроупаковки. Соответственно, сила сопротивления торцов нагрузке падает к середине ящика. Поэтому середины сторон – это самые слабые точки. Лабораторные тесты установили, что приблизительно 2/3 потенциальной силы сжатия воспринимают ребра ящика. То есть, вертикальные ребра ящика наиболее прочные. «Зачастую, выбор нестандартных размеров упаковки приводит к тому, что при формировании транспортного пакета гофротара свисает с поддона. Если вспомнить, что порядка 15% силы сопротивления нагрузке приходится на угол, то только два свисающих угла уже забирают 30% прочности, – подчеркивает Андрей Ребро. – Поэтому важно избегать нависания тары за края поддона. Если это не получается, то компенсировать усилия придется за счет дополнительных затрат – повышая марку гофрокартона или используя горизонтальные прокладки на первом и последнем слоях транспортного пакета». Также для обеспечения сохранности транспортного пакета при перевозке часто принимается решение штабелировать ящики «вперевязку». При таком способе укладки тары получается, что самая сильная точка – угол давит на самую слабую точку – середину стороны, что приводит к деформации тары. Рассчитано и доказано, что при таком штабелировании теряется 45% прочности ящика. При формировании транспортного пакета необходимо учитывать и человеческий фактор. Если укладка проводится вручную, то грузчики не задумываются о четком соблюдении геометрии штабелей. А ведь при укладке гофроящиков колоннообразно со смещением теряется еще порядка 30% прочности;
  • заполняемость транспортной тары продукцией. Необходимо обеспечить максимально плотное заполнение товаром внутреннего пространства тары. Важно подобрать такое соотношение между высотой ящика и размером продукта, чтобы «заполнить» ящик. В противном случае вертикальные боковые стенки ящика прогнутся под нагрузкой штабеля во время хранения. Это может привести к тому, что штабель начнет наклоняться, что, в свою очередь, может повредить продукт в нижних ящиках или даже привести к разрушению штабеля. Поэтому важно анализировать, будут ли сочетаться размеры упаковываемого продукта с размерами гофротары, помогая друг другу сохранить прочность пакета;
  • качество поддонов (паллет). Для устойчивого положения тары оптимальное расстояние между планками поддона – до 80 мм при ширине гофроящика 300 мм. Стремление снизить стоимость поддона приводит к появлению изделий с расстоянием между планками более 100 мм. При использовании таких «облегченных» поддонов происходит такая же потеря транспортным пакетом стабильности, как и при нависании ящиков за край поддона. При расстоянии между планками поддона в 100 мм теряется 8% прочности тары, а при расстоянии в 150 мм – 15%. Для обеспечения опоры ребер жесткости тары необходимо, чтобы ширина ящика оптимально соотносилась с шириной планок, или необходимо использовать дополнительные прокладки.