Интервью


Александр Музалёв, директор по развитию ООО «Палп Милл Принт»



Условия для ведения предпринимательства на рынке упаковки из плоского картона изменились. Предприятия пересматривают стратегии своего развития с учетом глобальных трендов. Некоторые аспекты рыночной ситуации проанализировал Александр Музалёв, директор по развитию ООО «Палп Милл Принт»

Какие изменения произошли на украинском рынке упаковки из плоского картона за последние 5 лет?

Александр Музалёв: О том, насколько изменился спрос на картонную упаковку, можно судить по снижению объемов ее потребления. Если пять лет назад на рынке Украины показатель был на уровне 6-8 тыс. т, то сегодня он снизился до порядка 4 тыс. т. При этом идут внутрирыночные процессы, которые влияют на уменьшение потребления данной упаковки. Например, процессы перераспределения спроса между сегментами рынка картонной упаковки. Так, сегодня усилилась тенденция замещения упаковки из плоского картона упаковкой из гофрокартона в некоторых товарных группах. Наиболее ярко эту тенденцию иллюстрирует переход на микрогофрокартон при производстве упаковки, «готовой к полкам», типа шоу-боксов (SRР, Shelf Ready Packaging).

Но за упаковкой из плоского картона сохраняется лидерство в определенных сегментах?

А.М.: Разумеется. Данная упаковка всегда уверенно занимала лидерские позиции в сегменте кондитерских изделий, фармацевтике и изделий медицинского назначения, бакалейных товаров, бытовой химии. Также есть положительная тенденция, связанная с «экологическим» трендом. Он способствует переходу в некоторых сегментах с пластиковой упаковки на картонную, что увеличивает востребованность тары из плоских картонов, в том числе.

Позволяют ли суммарные мощности украинских производителей картонной упаковки насытить рынок?

А.М.: В начале этого года, исследуя рынок, мы подсчитывали количество украинских полиграфических компаний, которые производят картонную упаковку с помощью не менее чем двух печатных машин. По нашим подсчетам получилось более 50 компаний. Учитывая уровень потребления картонной упаковки в нашей стране и производственные мощности компаний, то насытить основную часть рынка могут 6-7 компаний. Конечно, многое зависит от специализации компаний, от установленного оборудования. Не все производители упаковки могут обеспечить клиенту сразу несколько товарных позиций, при этом экономя его время и деньги. Например, наша компания применяет режим или принцип «одного окна», с которого мы можем продать примерно четыре вида продукции: гибкая упаковка с флексопечатью, картонная упаковка, бумажная этикетка, плюс каталог готовой продукции в качестве инструмента продаж.

Финансово-экономический и политический кризисы совокупно с избытком мощностей повлияли на структуру экспорта-импорта картонной упаковки?

А.М.: Произошло существенное падение объемов экспорта, со всеми вытекающими последствиями для каждого предприятия и экономики страны в целом. Например, порядка 60-70% от общих объемов производства картонной упаковки наша компания поставляла на российский рынок в докризисный период. Все крупные отечественные производители рынка упаковки имели большие объемы экспортных продаж. И в один момент украинские компании остались с готовой нереализованной продукцией, с закупленным под длинные заказы сырьем. Убытки от этого не были компенсированы.

Сегодня разрабатываются новые экспортные каналы сбыта, осваиваются новые внешние рынки. Однако сдерживают этот процесс и проблемные ситуации на границе. Зарубежные заказчики не хотят иметь неконтролируемые риски, связанные с таможенной очисткой грузов и возникающими очередями на границе. Более того, в ситуации пандемии все стараются локализировать заказы и структуру логистики.

Что касается импорта, то доля иностранной картонной упаковки на нашем рынке невелика. В основном, ввоз в Украину носит непостоянный характер и связан с политикой продаж отдельных компаний. Поэтому основной импорт приходится на долю табачной промышленности и продукции под большие календарные праздники, например Новый год. Так что украинские предприятия вполне справляются с насыщением рынка и по объемам производства, и по качеству картонной упаковки, включая новые разработки и инновации.

Какие глобальные тренды необходимо учитывать при планировании развития компаний рынка картонной упаковки?

А.М.: В первую очередь я бы отметил тренд экологической безопасности. Он стал основой многих инициатив, связанных с программами ЕС по переходу на вторичную упаковку в определенные сроки. Сегодня некоторые проекты в этом направлении приостановлены, что связано с международными режимно-ограничительными мерами, которые сдерживают интенсивность прямой коммуникации между руководителями и специалистами. Второй, уже отмеченный тренд, это переход в сегменте SRP с плоского картона на горфрокартон. В-третьих: наблюдается растущий спрос на крафт-картоны как на рынке упаковки, так и на рынке полиграфической продукции. Такие материалы на основе макулатурных картонов – хорошая альтернатива материалам из первичного сырья, особенно в свете «экологического» тренда.

Новые направления развития компаний, производящих картонную упаковку, поддерживаются клиентами?

А.М.: Да, если коммуникация и взаимоотношения с клиентами выстроены грамотно. Если это сделано, у всех есть реальное понимание логики процессов, этапов перехода, сроков изготовления, то успешно можно работать и с небольшими заказчиками, и с крупными клиентами по проектам любой сложности. Это вопросы не ресурсов предприятия, а вопросы организации работы и управления компанией.