Статті журналу


Развитие рынка этикетки



По прогнозам, европейский рынок этикеток будет устойчиво расти. Этому росту будет способствовать ряд факторов. Увеличится доля продаж в сегментах термоусадочной рукавной и самоклеящейся этикетки. Рост спроса на такие этикетки поддерживается их преимуществами для владельцев брендов.

Европейский рынок

Аналитики компании Research and Markets (Ирландия) прогнозируют, что европейский рынок этикеток будет расти со среднегодовыми темпами 2,7% до 2019 г. Основной тенденцией этого рынка являются разработка и вывод новых продуктов. На увеличение спроса оказывают влияние факторы растущей урбанизации и экономического развития. Эти факторы заставляют владельцев брендов расширять свой ассортимент. Также производственные компании рынка FMCG стремятся укрепить свои позиции за счет расширения форматов упаковки и этикетки. Это стремление поддерживается инновациями поставщиков технологий и оборудования для производства этикеток.  Одним из драйверов европейского рынка этикетки выступают требования к надлежащей маркировке упакованных продуктов.

На долю европейского рынка приходится порядка 25% от всех объемов потребления этикетки на мировом рынке. Среднегодовые темпы роста в течение последних нескольких лет не превышают 2% на сформированных рынках европейских стран с развитой экономикой. Однако значительно быстрее растет спрос в таких регионах как Юго-Восточная Европа и Турция.

Сегмент термоусадочной этикетки

Этот сегмент мирового рынка этикеток сегодня является динамично растущим. По прогнозам компании MarketsandMarkets мировой рынок рукавных термоусадочных этикеток к 2020 г. должен достичь емкости $13,2 млрд при сохранении среднегодовых темпов роста на уровне 5,5% в период 2015-2020 гг.  Сегмент термоусадочных этикеток стабильно растет благодаря своим преимуществам, которые позволяют создать оригинальный привлекательный внешний вид упакованного продукта. Упаковка с термоусадочной этикеткой имеет запоминающийся дизайн и привлекает внимание конечного покупателя. В итоге это оказывает влияние на решение о покупке, что приводит к увеличению продаж продукта.

С помощью термоусадочной этикетки можно создать средство защиты брендов от подделок и обеспечить защиту упаковки от несанкционированного вскрытия. Например, если термоусадочная этикетка покрывает бутылку вместе с крышкой, то это исключает риски потребления продукта из уже вскрытой или поврежденной упаковки.  

Применение термоусадочной этикетки позволяет обеспечить под печать такие площади упаковки, которые не могут использовать другие типы этикеток или прямая печать на упаковке. В зависимости от формы, различная тара имеет искривления, швы и другие особенности. Для термоусадочной этикетки – это не препятствия. Поэтому площади упаковки под маркировку, потребительскую и рекламную информацию используются максимально эффективно.

Роль конкуренции

Конкуренция между брендами стимулирует расширение сегментов использования термоусадочных этикеток. Чем выше конкуренция в том или ином сегменте, тем заметнее тенденция перехода на более дорогие типы этикеток. Например, термоусадочную этикетку стали активно использовать производители минеральных вод. На мировом рынке в последние годы появилась термоусадочная этикетка для ликероводочной продукции и вин. Для дорогих продуктов, например, таких алкогольных напитков как водка, вина, коньяки, этикетка декорируется средствами выборочной матовой лакировки плюс печать металлизированными красками, применяется тиснение. Рост использования таких приемов происходит в премиальном сегменте. Эти тенденции проявляются и на украинском рынке.

На мировом рынке термоусадочную этикетку активно используют такие сегменты: безалкогольные и алкогольные напитки, молочные продукты, средства гигиены и средства по уходу, изделия бытовой химии, фармацевтические препараты. 

Сегмент самоклеящейся этикетки

Самоклеящимся этикеткам принадлежит наибольшая доля мирового рынка этикеток. Компания PRNewswire прогнозирует, что мировой рынок самоклеящихся этикеток может вырасти в среднем на 5,1% и достигнуть примерно $47,4 млрд. к 2025 г. Как отмечают специалисты FINAT (Европейская Ассо­циация производителей самоклеящихся этикеток), на рынке самоклеящихся этикеток наибольший рост потребления приходится на сегменты продуктов питания и бытовой химии – прирост 5,3%. Далее – рынок напитков с приростом 4,9%. Положительную динамику потребления этикетки демонстрируют рынки средств гигиенического назначения, канцелярской продукции, фармацевтических препаратов и изделий медицинского назначения, потребительских товаров длительного пользования. Отдельный сектор составляют промышленные, розничные самоклеящиеся этикетки и этикетки для логистических операций. Но и в этих группах рост потребления имеет положительную динамику.

Основные двигатели развития сегмента самоклеящейся этикетки:

  • рост производства упакованных продуктов и расширение рынков их сбыта. Это  приводит к росту потребления самоклеящихся этикеток во всех секторах: рынком конечного потребления товаров, структурой торговли, структурой логистики и промышленности;
  • демографические факторы способствуют увеличению применения этикеток в фармацевтической отрасли;
  • быстрорастущим сегментом потребления этикеток становится индустрия электронной коммерции. Например, рост продаж в этом секторе стал фактором, который способствует росту спроса на самоклеящиеся этикетки на зрелых рынках регионов Европы и Северной Америки;
  • конкуренция между брендами. Такие приемы как тиснение, металлизация, варианты лакирования, многоцветная печать и другие позволяют создавать визуальные и тактильные эффекты, усиливают эстетическое впечатление, защищают бренды от подделок;
  • с развитием и массовым применением ИТ-технологий этикетка становится носителем дополнительной информации, например размещение QR-кодов, создание эффекта дополненной реальности;
  • требования отображать на этикетке нужную для потребителя информацию развиваются под действием трендов здорового питания;
  • тренд пищевой безопасности оказывает влияние на разработку новых технологических решений в производстве самоклеящихся этикеток. Так, для пищевого рынка существует разделение этикеток на те, которые напрямую контактируют с продуктом, и те, которые в прямой контакт с продуктом не вступают;
  • глобальная тенденция снижения средних размеров тиражей при одновременном увеличении ассортимента товаров стимулирует развитие цифровой печати этикеток.