Інтерв'ю


Андрей Носов, директор представительства Tosaf в Украине



Рынок суперконцентратов (мастербатчей, masterbatches) развивается одновременно с ростом спроса на конечную продукцию из полимерного сырья. Мастербатчи позволяют улучшить как производственный процесс, так и качественные характеристики готовой продукции из полимеров. О тенденциях, стимулирующих выведение новых добавок, рассказал Андрей Носов, директор представительства компании Tosaf в Украине.

С развитием полимерной промышленности рынок добавок к полимерному сырью пополнялся новыми продуктами. Какие основные сегменты сегодня включает рынок мастербатчей?
Андрей Носов: Ассортимент компании Tosaf отражает сегментацию современного рынка. Это эффективные суперконцентраты красителей различных оттенков, скользящие, процессинговые, антистатические добавки, светостабилизаторы для предотвращения деструкции полимеров под действием ультрафиолета, антипирены для огнезащиты, антифоги, предотвращающие образование конденсата, и другие специальные добавки. Хочу подчеркнуть, что переработчики полимеров – лидеры рынка – пришли к широкому применению суперконцентратов, которые отличаются функциональностью, высоким качеством и экономным расходом. 

Какова доля упаковочной отрасли в структуре спроса на суперконцентраты для пластиковых изделий?
А.Н.:
Спрос на суперконцентраты находится в прямой зависимости от спроса на полимерную продукцию. Учитывая, что в мировом потреблении пластика упаковочная отрасль занимает лидирующие позиции, то именно она является одной из наиболее важных областей конечного потребления различных добавок к полимерному сырью. Так, в прошлом году на долю рынка упаковки приходилось порядка 36% от всех объемов потребления таких добавок. 
В целом, по данным международных аналитических компаний Ceresana и Global Market Insights, емкость мирового рынка суперконцентратов в 2018 г. составила $9,5 млрд. По прогнозам до 2027 г. рынок должен расти со среднегодовыми темпами 5,5% и к концу периода достигнет потребления 4,5 млн т. В структуре продаж лидируют белые суперконцентраты. Мировой спрос на них ежегодно увеличивается на 2,1%. В Украине больше всего данные суперконцентраты приобретает упаковочная отрасль – порядка 70% от общих объемов продаж. Именно спрос со стороны упаковочных компаний будет одним из ключевых драйверов рынка суперконцентратов в среднесрочной перспективе.   

Как на динамику спроса повлияли режимно-ограничительные меры текущего года?
А.Н.
: Положительно. Потребление упаковки в карантинный период многократно возросло. Именно этот период позволил украинской упаковочной промышленности продолжить развитие и показывать положительную динамику. Tosaf – международная промышленная группа, включающая 15 заводов в различных странах мира и 52 представительства на всех континентах. На украинском рынке наша компания работает со всеми крупными производителями упаковки в секторах полимерной пленки, выдувных изделий, изделий, произведенных методом литья под давлением. За более чем 30-летний период работы накоплен огромный не только производственный опыт, но и опыт исследования и анализа рыночных тенденций. По данным мониторинга группы Tosaf тенденция роста потребления мастербатчей для упаковки подтверждается на конец I полугодия 2020 г. по мировому рынку. Если совсем недавно в вопросах упаковки доминировал тренд сокращения одноразовых изделий, то сегодня на первый план вышли вопросы санитарной безопасности, что и стимулировало спрос как на одноразовую потребительскую упаковку, типа пакетов, одноразовой посуды, так и на упаковку для длительного хранения продуктов, расфасованных промышленным способом. 

Ваша компания участвует в разработке новых типов добавок?
А.Н.
: Конечно, ведь постоянные инновации, направленные на улучшение свойств полимерных изделий, – это часть стратегии компании. Например, группа Tosaf не остается в стороне от актуальных глобальных требований в условиях пандемии SARS-CoV-2. Штаб-квартира компании находится в Израиле. Эта страна активно участвует в разработке новых способов борьбы с коронавирусной инфекцией. В этом году в масштабах страны правительством был проведен конкурс инноваций, в котором приняли участие 750 компаний. По итогам конкурса 35 компаний получили гранты на разработку средств борьбы с коронавирусом. Одна из этих компаний – Tosaf. Наша группа имеет современную научно-исследовательскую базу, которая позволила запустить проект создания новой антивирусной добавки. На сегодняшний день у нас есть два продукта: для нетканых полипропиленовых волокон (производство защитных масок личной гигиены) и для полиэтиленовых пленок (пищевая упаковка). Данная добавка имеет эффект подавления жизнедеятельности вирусов, попавших на поверхность изделия, тем самым препятствуя инфицированию человека. На сегодня наши добавки находятся на финальном этапе тестирования, проходят клинические испытания. Уже есть подтвержденные данные эффективности новой добавки в отношении ряда вирусов семейства коронавирусов. Следующим шагом наших разработок будет создание добавки, эффективной в борьбе именно с вирусом SARS-CoV-2.     

Какие принципы являются приоритетными при разработке и выведении инноваций?
А.Н.:
Неукоснительный принцип – это вопросы сферы безопасности. Как социально ответственный производитель мастербатчей, мы выпускаем продукцию, которая не содержит токсичных и вредных компонентов, например, тяжелых металлов. Поэтому наши суперконцентраты могут использоваться для производства продукции различного применения в тех сегментах, где действуют строгие нормы безопасности для здоровья конечных потребителей, например первичная упаковка для пищевых и фармацевтических продуктов, детские игрушки, кухонные аксессуары и другие изделия. 

Также большое внимание мы уделяем вопросам экологической безопасности. Например, отдельный проект нашей компании – это замена галогенсодержащих антипиренов на безгалогеновые, которые являются более дружественными к окружающей среде. Инновационные разработки в направлении повышения эффективности добавок к полимерам и их безопасности – это направление постоянных инвестиций группы Tosaf. 

Беседу вела Ольга Бут