По данным Госкомстата Украины, за первые четыре месяца текущего года производство говядины и свинины по стране составило 54,8% от произведенного за аналогичный период 2008 года. По мнению ведущих специалистов, на развитие отрасли сегодня негативно влияет ряд факторов, зачастую не связанных с экономическим кризисом.
Сегодня отечественный АПК переживает не лучшие времена. Есть ли у Ассоциации варианты решения проблемных моментов, которые тормозят развитие отечественной мясоперерабатывающей отрасли?
Мы предлагаем достаточно четкую программу ее развития. И одним из важнейших шагов в ней является отмена ряда запретительных актов. Украина вступила в ВТО. С одной стороны, это хорошо, поскольку дает возможность нашим производителям выйти на альтернативные рынки. С другой стороны мы столкнулись с рядом проблем достаточно специфического характера.
Законотворческие структуры, под видом защиты отечественного животноводства и сельскохозяйственных предприятий, предложили поднять таможенные пошлины на ввозимое мясо и мясные изделия. Но защищать собственный рынок высокими ставками это утопично, поскольку любой завод и фабрика в Украине на сегодняшний день имеют в качестве собственника совсем не государственный элемент. И достаточно часто продвижение очередного таможенного закона означает защиту чьих-то собственнических интересов.
Наши чиновники, вероятно, не осознают, что подобными действиями порождают такие негативные явления, как, например, контрабанда...
При высоких таможенных ставках ввоз продукции контрабандного товара возрастает многократно, что, в свою очередь, стимулирует чудовищную коррумпированность таможенной системы. На сегодняшний день 10% от стоимости ввозимого товара составляет таможенная пошлина, 20% НДС, плюс стоимость на сертификаты, покупку валюты, пенсионный фонд в сумме все налоги и таможенные пошлины составляют порядка 40%. В результате импортное мясо стоит дороже отечественного на 40%. Однако таможенные ставки есть а село все никак не может подняться хоть до какого-то европейского уровня... Вывод повышение таможенных ставок приводит только к обогащению собственников отдельных предприятий и никоим образом не стимулирует развитие фермерских хозяйств.
Получается парадокс: государством компенсируется налог на добавленную стоимость, выплачиваются дотации за крупный рогатый скот, свиней и птицу высоких весовых кондиций, устанавливаются высокие ставки таможенных пошлин, а поголовье скота и свиней в стране все уменьшается, достигнув уже катастрофических показателей уровня 1917 г. В 1991 г. в Украине насчитывалось 24,7 млн голов КРС, теперь же мы имеем 5,1 млн голов. Поголовье свиней составляло 19,6 млн голов теперь мы имеем, по одним сведениям, 5,2 млн голов, по другим 6 млн. До 20 мая 2008 г. таможенная ставка на ввоз 1 кг мяса составляла порядка €1. Однако поголовье КРС по сравнению с 1991 г. уменьшилось в 5 раз, а поголовье свиней в 4 раза.
Как сегодня цены на мясо в Украине соотносятся с ценами на мясо в Западной Европе?
Австрийские потребители покупают мясо от производителя по цене, эквивалентной 14 грн 50 коп./кг при средней зарплате в Австрии €2800. В Украине на сегодняшний день цена на аналогичный товар составляет порядка 24 грн/кг, при этом средняя зарплата у нас 1 600 грн (порядка €170).
Использование современных технологий, которые сейчас внедряются на отечественных производствах, позволяет добиться 900 г и даже 1-1,2 кг суточного прироста веса свиней. Подобные технологии пришли в Украину из Европы. И они абсолютно тождественны используемым в Западной Европе.
Однако: если европеец привозит свою свинью на бойню, и это мясо по цене 1 евро 45 центов ему выгодно сдавать на мясокомбинат, то почему в Украине такое же мясо стоит 2,5 евро если используется абсолютно аналогичная технология выращивания при себестоимости товара, равного 78 грн/кг?
Живой пример: в районе Переяслава-Хмельницкого датчане построили свиноводческий комплекс, где сегодня цена 1 кг живого веса свинины составляет 7 грн 85 коп. (это $1 или €0,7). Эту цифру озвучил на совещании с работниками АПК в апреле текущего года Президент Украины Виктор Ющенко. Учитывая рентабельность производства, цена свежего мяса в этом комплексе составляет те самые, принятые в Австрии, 1 евро 45 центов.
Отечественные товаропроизводители еще в 2006 г. на совещании, где присутствовали высшие руководители страны подчеркивали ненужность баснословно высоких надбавок на стоимость мяса. Было неоднократно заявлено, что для того, чтобы развивать село, достаточно 30-40% наценки конечно, при условии сохранения стабильных цен. А этого государство обеспечить не может: стабильности нет. К тому же, государство не может наладить стабильные закупки в Государственный резерв.
Какие шаги, на ваш взгляд, могут оказать действенное влияние на благосостояние отечественного товаропроизводителя?
В свое время, в 1996 г. Верховной Радой Украины был принят закон о запрете вывоза за пределы страны живого скота и кожевенного сырья. В советские времена Украина обеспечивала рынок Советского Союза на 75% от всего объема рынка мяса. Когда СССР распался, в Украине поголовье КРС насчитывало 24,7 млн голов. И тогда этого было более чем достаточно: для обеспечения внутренних потребностей Украине требуется не более 9 млн голов КРС. Мы получили великолепную возможность его экспортировать. И тогда начались поиски альтернативных рынков сбыта, во избежание зависимости от одного покупателя.
На тот момент арабские страны были заинтересованы приобретать у нас КРС по весьма выгодной цене: 1 доллар 20 центов за один кг живого веса (что в пересчете на стоимость мяса эквивалентно 2,4 доллара за 1 кг мяса на кости). К сожалению, после принятия запрета на вывоз живого скота и кожевенного сырья за пределы Украины, этот рынок был потерян.
Таким образом, начиная с 1996 г., продавая мясо на кости первой категории по цене $2,40 за 1 кг арабским странам, а не по $1 за 1 кг, как последние 10 лет продавали в Россию, Украина могла бы получить в два раза больше валютной выручки. В такой ситуации крестьянину заниматься животноводством было бы в два раза выгодней.
То есть, в условиях правильно налаженного процесса производства и логистики село станет процветать?
Селу, с одной стороны, предоставляются дотации на поддержание и развитие хозяйства и дальнейшего производства. Они составляют порядка 4 млрд грн в год. И вместе с этим запрещается экспортировать то, что экспортировать выгодно. Что получается? Одной рукой дают дотации, а другой отбирают доход. Фактически наши чиновники вольно или невольно ведут политику сдерживания нашего села.
Насколько уместными являются сегодня планы по введению новых ГОСТов на производство мясных и колбасных изделий?
Несколько лет назад из бюджета были выделены средства Институту мяса и молока для того, чтобы они разработали новые положения по этим ГОСТам. Но советский ГОСТ они фактически оставили неизмененным. Чем это плохо? Вот пример. В советские времена в вареных колбасах высшего сорта допускалось содержание белка не менее 13%. Тогда свиньи выращивались 1,5 года при среднесуточном приросте в 420 г. А теперь прирост составляет порядка 900 г. Т.е. теперь структура и физико-химические показатели мяса несколько отличается от той, которая котировалась в советские времена. На ряде предприятий нашей Ассоциации были проведены пробные выработки по предлагаемым рецептурам новых ГОСТов, проведены исследования готовой продукции, в результате чего максимальные показатели содержания белка составили 12%.
Такого показателя мы уже не достигнем?
Потребитель, приходя в магазин, покупает продукцию, которую в состоянии купить. Сегодня вареная колбаса высшего сорта стоит в среднем 50 грн/кг. При введении упомянутых новых ГОСТов вареная колбаса будет стоить порядка 80100 грн/кг. Как много людей сможет купить такую колбасу?
В то же время, усилиями отечественных чиновников был введен запрет на использование в высших сортах колбасных изделий глютамината натрия (усилитель вкуса), который, к слову, с успехом используется для производства такого рода продукции в России и странах Евросоюза. Беда в том, что чиновник в нашей державе бессмертен он контролирует и регулирует все и всегда. Проблема состоит еще и в том, что подобные чудачества делаются без согласования с производителями.
Где же выход из сложившейся ситуации?
Если мы вступили в ВТО, получили статус рыночной страны, то рынок должен регулировать производство и потребление, а не директивно вводить методы ручного регулирования. Рынок сам регулирует как стоимость, так и уровень потребления продукции. Если продукция вкусная люди всегда будут покупать ее в магазинах. Если же продукция не вкусная то совершенно неважно, по каким ТУ или ГОСТам она сделана, ее никто не будет приобретать, поскольку она будет либо очень дорого стоить, либо будет иметь неприемлемые органолептические характеристики.
Мы не хотим, чтобы отечественный чиновник нам помогал поднимать отрасль лучше пусть просто не мешает. Как только это произойдет, и мы получим долгожданную свободу от бюрократии Украина за год-два станет полноценным европейским государством с развитым агропромышленным комплексом.
Беседу вел Геннадий Кокин