Інтерв'ю


Дмитрий Пташник, директор департамента материально-технического обеспечения компании «Мироновский хлебопродукт»



Компания «Мироновский хлебопродукт» (МХП) – крупнейший украинский производитель и экспортер мяса курицы. Также компания является крупным потребителем различных упаковочных материалов и упаковки. Какие принципы и требования лежат в основе работы с поставщиками упаковки, рассказал Дмитрий Пташник, директор департамента материально-технического обеспечения компании «Мироновский хлебопродукт»

 

Какие виды и типы упаковочных материалов и упаковки использует ваша компания? 

Дмитрий Пташник: На сегодняшний день МХП по некоторым позициям занимает первое место в Украине по коммерческому потреблению упаковки и упаковочных материалов. Основные объемы приходятся на транспортную гофротару, деревянные поддоны, полимерные упаковочные материалы. 

За двадцать лет работы мы прошли путь трансформации от преобладания потребления групповой низкотехнологичной небредированной упаковки для валовой продукции, типа обычных полимерных мешков с фальцем, которая преимущественно поставлялась иностранными компаниями, до преимущественного использования индивидуальной высокотехнологичной брендированной упаковки украинского производства, таких как: индивидуальные пакеты под замороженную тушку со специальной структурой против проколов, ламинированных пленок с межслойной печатью для более качественного изображения на упаковке для замороженных частей птицы, высокобарьерных пленок для увеличения срока годности продукции без применения консервантов, которая требует как от производителя, так и от потребителя высокой квалификации персонала, налаженных технологических процессов, передового оборудования. 

Предприятия Группы МХП сертифицированы согласно всем ключевым стандартам и системам пищевой безопасности, включая ISO 22000, FSSC 22000 и BRC Food Safety. Эти стандарты выдвигают высокие требования как к нам как потребителям упаковки, так и поставщикам упаковки. Поэтому процессы распаковки поступивших грузов осуществляются в системе запрета пересечения потоков «чистое-грязное» для исключения рисков перекрестного загрязнения. Грузы, поступающие к нам на предприятия, имеют несколько слоев упаковки, верхний из которых снимается в «грязной зоне».   

Какова доля отечественных производителей упаковки в общих объемах потребления?

Д. П.: Стратегия деятельности нашей компании построена так, чтобы максимально развивать отечественного производителя. Такой концепт, прежде всего, транслируется Председателем правления. Мы развиваем  отечественные компании, подтягиваем качество и безопасность их продукции до надлежащего высокого уровня. Такие компании, в итоге, получают сертификаты на соответствие своей продукции международным стандартам качества и безопасности. На сегодня требования, которые предъявляет МХП,  – одни из самых высоких на рынке упаковочных материалов Украины и полностью соответствуют действующим нормам европейского законодательства. Соответственно, не все компании могут входить в пул наших поставщиков. Однако те, кто вошел – это украинские компании, которые полностью соответствуют всем европейским стандартам.  

На текущий момент доля импортной упаковки в общих объемах нашего потребления очень мала – порядка 7%. И эту долю составляют очень индивидуальные, часто эксклюзивные решения, качество которых пока не могут обеспечить отечественные поставщики или таких решений пока просто нет на нашем рынке. Соответственно доля упаковочных материалов украинского производства порядка 93%. И ежегодно эта доля увеличивается. 

Перечислите основные требования к поставщикам упаковки, при соблюдении которых возможно долгосрочное сотрудничество поставщиков с компанией МХП. 

Д. П.: В основе требований к поставщикам лежит ключевой принцип соблюдения норм пищевой безопасности. Поэтому первый этап проверки возможностей поставщика – это выездной аудит на его предприятие. У нас есть четкий реестр требований и прописанные правила аудита, перечень пунктов для проверки. К большому сожалению, для многих поставщиков упаковочных материалов в Украине прохождение полного и качественного аудита является большой проблемой. Хотя в нашей стране очень много уникальных производств, упаковочные материалы которых могут быть вполне конкурентными на европейском рынке. Сдерживает развитие этого направления – нивелирование вложений в систему пищевой безопасности. Но те компании-поставщики, которые понимают важность и необходимость таких шагов, активно развиваются. За 5 лет количество компаний, внедривших международные системы контроля пищевой безопасности после достаточно длительной и скрупулезной работы с нами, значительно увеличилось. Но даже получение таких сертификатов не избавляет компании от наших регулярных аудитов. 

Следующий немаловажный фактор – это уровень технологий производства. Мы обращаем внимание на те компании, которые могут обеспечить стабильное качество упаковки. Мы используем современное оборудование европейских производителей и техника должна работать на качественных материалах для обеспечения скорости, производительности и качества технологических процессов. 

Третий важный момент – это тестирование упаковочных материалов непосредственно на наших производственных площадках. Ни один упаковочный материал не поступает в производственный процесс без предварительного тестирования. Этот этап с нашей стороны абсолютно открыт. 

Основной целью такой многоэтапной работы с поставщиками является построение длительных партнерских отношений, в ходе которых ведутся совместные инновационные проекты для получения лучших упаковочных решений, которые будут уникальными на рынке. 

Какова роль упаковки в продвижении продукции на внешних рынках с высокими требованиями к качеству и пищевой безопасности? 

Д. П.: Сегодня мы поставляем свою продукцию на рынке более чем 80 стран мира, в каждой из которых действуют жесткие критерии качества упаковочных материалов. Я горд за нашу страну, нашу компанию и ее поставщиков, которые, осуществляя поставки упаковочных материалов для стран ЕС, получили европейские декларации соответствия упаковочных материалов европейским стандартам качества. Это стало возможным после проведения всех необходимых анализов в европейских лабораториях. Получение таких деклараций – необходимое условие продажи пищевых продуктов на европейском рынке. Это было, пожалуй, самым сложным этапом работы нашего подразделения. Декларации необходимо обновлять в случаях каких-либо изменений в структуре упаковочных материалов. Как поставщик пищевых продуктов на рынки стран ЕС, мы должны выполнять все европейские требования к качеству и безопасности упаковочных материалов. А выполнять мы их можем только с помощью наших поставщиков, которым эти требования транслируем. На сегодня вся упаковка, в которой реализуется продукция МХП, ничем не уступает европейским упаковочным решениям.    

Приведите примеры успешных историй из опыта компании, когда за счет упаковки были достигнуты важные стратегические результаты. 

Д. П.: Мы сегодня входим в ТОП-5 поставщиков мяса курицы на европейские рынки. МХП реализует как охлажденную, так и замороженную продукцию. Большие объемы охлажденной продукции поступают на европейский рынок. От этих объемов наибольшая доля приходится на поставки товара в крупногабаритной упаковке. Хочу с гордостью рассказать о проекте разработки такой инновационной упаковки. Когда стал вопрос о поставках в Европу охлажденного продукта, то закономерно возникла задача выбора упаковки. На рынке США есть технология вакуумной упаковки с модифицированной газовой средой (МГС), которая применяется при расфасовывании продукта в так называемые jumbo-боксы – это мягкие мешки размером 2000 мм х 2000 мм из высокобарьерных полимерных материалов с двойным донным швом и верхним швом под запайку. Вместимость таких контейнеров 300 кг. Например, в такой упаковке сеть McDonald's поставляет мясной фарш для своих распределительных центров. Первую партию мягких полимерных контейнеров мы получили из Германии. И при упаковывании столкнулись с проблемами, связанными со спецификой нашей продукции. При том, что это упаковка с повышенной прочностью на прокол. Мы решили эту проблему следующим образом. В Украине есть замечательная суперинновационная компания с передовым оборудованием Sirius Extrusion, к которой мы вышли с инициированием новой разработки подобной упаковки под наши требования. Эта компания на основе нашего технического задания с использованием современных материалов компании Dow произвела для нас требуемые транспортные мешки. Наша совместная разработка стала уникальным решением даже для европейского рынка – коллеги по упаковке из Германии до сегодня не могут повторить успех украинской компании Sirius Extrusion.  

Для своей замороженной продукции мы также инициировали и реализовали с партерами успешный проект – транспортные короба из влагостойкого картона. Такую упаковку, кроме нашей компании, пока не использует ни один производитель в Украине. 

Более того, МХП является крупнейшим потребителем тароупаковки в Украине и проводит открытые тендерные процедуры, где порогом вхождения для поставщика является исключительно качество, безопасность и инновационность продукции, поэтому мы также выступаем драйвером развития отечественных компаний-производителей упаковочных материалов.

Чем руководствуется холдинг при выборе новых упаковочных решений? 

Д. П.: Наши инновации тесно связаны с ключевым трендом рынка гибкой упаковки – снижение толщин упаковочных материалов. На сегодня есть новые инвестиционные проекты по упаковке на основе материалов иностранной компании Dow. У Dow есть разработки материалов для этого, у украинской компании-производителя Sirius Extrusion – необходимое оборудование и знания, у нас – есть потребность. Получается четко организованная цепь заинтересованных сторон в пленках малых толщин: поставщик сырьевых полимерных материалов, конвертер и владелец бренда. И каждая из сторон прекрасно понимает свои цели проекта. Благодаря такому подходу, мы имеем более технологичную и экономичную упаковку. Например, начиная с 2017 г., мы постепенно переходим на пленки, толщина которых ниже на 28%. Так сегодня рынок широко использует пленки 90-100 мкм, в то время как наша компания применяет пленки 65 мкм. И доля таких пленок в объемах потребления предприятиями Группы выроста до 70%. При низких толщинах пленка обладает необходимым уровнем прочности, а цена, при подсчете и суммированию всех расходов, затрат и выгод, получается практически такой же, как ранее используемые материалы. В сегменте транспортной стретч-пленки мы используем материалы 17 мкм. Переход на пленки небольших толщин – это также решение наших задач в рамках реализации стратегии устойчивого развития, тем более что используемые нами материалы полностью вторично перерабатываются. 

Более того, используя меньше полимеров для упаковки нашей продукции, мы меньше загрязняем окружающую среду отходами упаковки с длительным периодом переработки и таким образом вносим свой вклад в защиту чистоты окружающей среды.

Хочу подчеркнуть, что наша компания открыта для инноваций, открыта для всех компаний, которые готовы вместе с МХП развиваться и развивать Украину, делать лучшие решение не только для нас, но и для всех потребителей, которые есть на мировом рынке.