Технології


Маркировка гибких упаковочных материалов



Рынок гибкой упаковки бурно развивается. Согласно прогнозам аналитического агентства Smithers Pira, годовой рост рынка составит 3%, а к 2020 г. совокупный оборот в отрасли достигнет впечатляющей отметки $ 248 млрд.

Несмотря на то, что этот вид упаковки чаще всего используется для пищевых продуктов, наблюдается стремительный переход к гибкой упаковке в сфере производства напитков, где она уже применяется для широкого ассортимента.
Вино, соки, замороженные коктейли, энергетические и другие напитки все чаще продаются
в пакетах, особенно в порционном формате. Пакеты обеспечивают мобильность и удобство, необходимые современному потребителю. Кроме того, их можно использовать там, где стеклянная тара не допускается (например, на спортивных стадионах или пляжах).
Гибкая упаковка совершенствуется – улучшается эргономичность, создаются новые формы
и размеры, учитывается размер руки потребителя (например, существуют специальные варианты для детей, для спортсменов). Кроме того, повышается практичность упаковки.
Раньше к большинству пакетов с напитками прилагалась соломинка, с помощью которой потребитель мог проткнуть небольшое отверстие, покрытое фольгой, на упаковке порционного формата. Сегодня используются крышки с возможностью повторного закрытия, обеспечивающие доступ к содержимому упаковки по мере необходимости.
Создаются новые виды многослойных полимерных упаковочных материалов, позволяющих продлить срок годности содержимого упаковки благодаря защите от проникновения кислорода и света. Разработаны новые виды фольги и специальных покрытий, применение которых гарантирует свежесть и высокое качество напитка. Кроме того, они обеспечивают длительный срок хранения продукта, что особенно актуально для розничных сетей.

Преимущества пакетов и гибкой упаковки для производителей
Помимо гарантии свежести, сохранения вкуса и увеличения срока хранения, гибкая упаковка предоставляет множество преимуществ для брендов и производителей.
Поверхность пакета, в отличие от изогнутой поверхности банки или бутылки, имеет большую площадь. Это позволяет выделить товар, размещенный на полке, и привлечь к нему внимание покупателя с помощью ярких изображений.
Кроме того, пакеты можно изготавливать из экологически безопасных материалов. Они более экономичны, чем другие виды упаковки, для их производства требуется меньше затрат.
Экономия достигается благодаря более легкому материалу, который гораздо легче привычной упаковки. В результате, за счет уменьшения веса продукции сокращаются затраты на транспортировку.
По данным организации Flexible Packaging Association, при перевозке товара с помощью грузового автомобиля для гибкой упаковки требуется в 26 раз меньше места, чем для стеклянных бутылок. Следовательно, затраты на логистику и движение продукции по цепи поставок становятся меньше.
Кроме того, необходимо отметить расширение ассортимента продукции. Многие производители создают новые вкусы и разновидности напитков.
Используя плоские и легкие пакеты, можно хранить намного больше запасов на ограниченной площади, что позволяет оптимизировать производственный процесс.

Гибкая упаковка и нанесение маркировки
При выборе маркиратора для гибкой упаковки необходимо учитывать множество факторов. Один из них – скорость упаковочной линии. К примеру, термотрансферные принтеры работают медленнее каплеструйных принтеров, однако необходимо помнить и об объеме наносимой информации.
Если требуется наносить номера партий или серий на высоких скоростях, то лучше воспользоваться каплеструйной технологией. Если же стоит задача печатать двухмерные штрихкоды или QR-коды, то лучше выбрать термотрансферный принтер.
Двухмерные штрихкоды и QR-коды все чаще наносятся на упаковку напитков, поскольку они позволяют передать много информации о продукте (например, сведения о происхождении ингредиентов). Один из крупнейших производителей, выпускающий фруктовые соки, обеспечивает отслеживание продукции по схеме «от фермы до стола». Потребитель может получить всю информацию о продукте, вплоть до грядки, на которой была выращена морковь. Для этого ему нужно просто отсканировать код товара.
Производственная среда также является важным фактором, влияющим на выбор системы маркировки и чернил. Например, в помещениях с холодным заполнением и высоким уровнем конденсата потребуются специализированные чернила.
Важно отметить, что маркировка почти всегда наносится на пакеты перед их наполнением.
Те производители, которым требуется наносить коды после заполнения пакетов, могут использовать каплеструйные принтеры и быстросохнущие чернила для непористых поверхностей.
Самая большая сложность состоит в том, что заполненные пакеты, отправляемые на печать, имеют неровную поверхность.
Производители должны задаться вопросом о том, какая поверхность будет достаточно ровной для эффективного нанесения маркировки на продукт после его заполнения. Специалисты Videojet готовы помочь производителю решить эту проблему и выбрать оптимальный вариант в каждом конкретном случае. Например, в одном из случаев клиенту приходилось наносить печать на дно пакетов при очень маленьком окне маркировки. Чернила наносились снизу вверх и это был единственный оптимальный вариант. Этот пример говорит о том, насколько важно правильно выбрать систему печати.
Образцы материала тестируются, а эксперты Videojet проводят всесторонний анализ потребностей клиента. Только после этого они рекомендуют клиенту подходящее решение.
Среди факторов, определяющих выбор решения – сфера применения, производственные условия, параметры и скорость производственной линии. Наносятся пробные коды, которые затем утверждаются не только производителем, но и розничной сетью.

Реализация новых возможностей
Производители все чаще используют пакеты. И эта тенденция будет усиливаться, поскольку появляется все больше гибкой упаковки с широкой функциональностью. В то же время производители продолжают работать и с другими видами упаковки (ПЭТ, металл). Если обратить внимание на расширение ассортимента продукции, то можно отметить большое разнообразие вкусов, которое необходимо учитывать.
Все системы Videojet совместимы с программным обеспечением CLARiSUITE, которое обеспечивает нанесение маркировки в соответствие с техническим заданием. Продукция и упаковка маркируются без ошибок. Полностью интегрированное ПО обеспечивает рост производительности, сокращая время настройки и сводя до минимума вмешательство оператора.

Чираг Шетх, менеджер по глобальному маркетингу Videojet Technologies