Статті журналу


Стратегия лидера рынка металлической тары и упаковки



За более чем 15 лет деятельности мощности по производству металлической тары и упаковки ООО «Фавор» выросли до современного завода с автоматизированным оборудованием и линиями литографии и лакирования. Сегодня продукция предприятия продается не только на отечественном рынке, но и в странах СНГ и Европы. Успех компании основывается на реализации стратегии непрерывного долгосрочного развития


Кто не идет вперед, тот идет назад

Рыночные и жизненные примеры неоднократно доказывали, что добиться успеха можно только постоянным развитием. В предпринимательстве, как и в жизни, нет положения, когда можно просто стоять месте, пережидая сложные обстоятельства. Поэтому, кто не идет вперед, не ставит цели и не работает на их достижение, тот идет назад. Ведь рынок постоянно изменяется и если вы просто сидите, хотя и на верной дороге, вас все равно обгонят. Бесспорно, перспективы у отечественного рынка коммерческого потребления металлической тары есть. Да, ситуация в стране сложная, многие рынки значительно сжались и сократили объемы потребления тары и упаковки. Но руководство компании «Фавор» справедливо считает, что это не повод поддаваться паническим настроениям и прекратить развитие. С сокращением потребления металлической тары на украинском рынке, компания разработала стратегию освоения внешних рынков сбыта своей продукции и поэтапно ее реализовывает. Многие украинские производители опасаются подобного шага, оправдывая свой отказ от деятельности фразой «Нас там никто не ждет». Разумеется, осваивать новые рынки – это сложно, ведь нужно изучить и понять их специфику, найти партнеров, усовершенствовать свой продукт и пройти необходимую для его реализации сертификацию. Но ведь если ничего не делать, то и достичь ничего нельзя. Поэтому решение о долгосрочном развитии – это, скорее, не вопрос сложности обстоятельств, а вопрос воли. С таких позиций можно сказать, что зачастую от роста и развития отказываются не бессильные, а безвольные компании. ООО «Фавор», потеряв, как и многие украинские компании, часть рынка сбыта, часть клиентов, продолжила активное развитие и инвестирование в модернизацию и новые управленческие решения.

Цель модернизации – сокращение сроков поставок и улучшение качества выпускаемой продукции Результатом усилий компаний «Фавор» стал рост спроса на продукцию. Сегодня компания производит 85 типов металлической тары и упаковки для различных сегментов коммерческого потребления: лакокрасочные материалы; автомобильная, строительная и бытовая химия; химическая продукция для ремонтных работ; инсектициды и подобные средства защиты; парфюмерно-косметическая продукция и средства ухода; сувенирная продукция; средства специального назна-чения, в том числе опасные и взрывоопасные вещества; промышленная химия; продукция пищевого рынка. На сегодня «Фавор Металл Пекеджинг» – самый крупный отечественный производитель металлической тары и упаковки. Продукция предприятия продается не только на украинском рынке, но и на рынках стран СНГ и Европы. Спрос на продукцию предприятия очень высок: в течение всего года мощности предприятия были и остаются загруженными полностью.

Изменения на рынке потребления металлической тары и упаковки отразились и на структуре продаж компании. «Сегодня отмечается увеличение спроса на металлическую упаковку для аэрозольной продукции – баллоны, на канистры для разнообразной химической продукции, на банки для таких пищевых продуктов как консервы, как овощные, так мясные, рыбные, а также сгущенное молоко, – рассказывает Андрей Немцев, генеральный директор ООО «Фавор». – Чтобы удовлетворить спрос на наши изделия, мы приняли решение об ускорении сроков модернизации и увеличении количества автоматизированного оборудования. Так что основная цель инвестиций в мощности – сокращение сроков поставок заказов нашим клиентам».

Кроме того, одной из целей модернизации является увеличение объемов выпускаемой продукции. Так, например, касательно направления производства пищевой тары, с начала 2017 года будет введен в эксплуатацию штамповочный комплекс для производства донышек и крышек для пищевых банок с мощностью 800 изделий в минуту, что позволит в 1,5 раза увеличить производительность.

Поэтапное повышение автоматизации

Только за этот год компания «Фавор» реализовала несколько крупных проектов, направленных на увеличение автомати-зации. В начале года была запущена линия по производству канистр от 15 л до 20 л. Также с весны работает еще одна, но уже автоматическая линия по производству канистры 4 л.

И сейчас вводится в эксплуатацию еще одна автоматическая линия по производству канистр от 0,5 до 5 л. Скорость данных автоматических линий достаточно высокая – 60 банок в минуту. С начала следующего года планируется инсталляция оборудования для производства канистр от 5 л до 10 л. «Таким образом, с работой всех линий у нас получается ассортиментная линейка только канистр от 0,5 до 20 л, – объясняет Игорь Марченко, коммерческий директор ООО «Фавор». – Эта продукция адресована производителям разнообразных химических изделий и продуктов питания, в частности, рынку растительных масел. В этом году мы также решали вопросы совершенствования линии литографии. У нас установлена достаточно мощная современная линия Fuji, но она настолько оказалась загруженной, что заказы были расписаны на несколько месяцев вперед. Поэтому было принято решение об увеличении мощностей. И мы остановили свой выбор на немецком изготовителе KBA-MetalPrint (дочернее предприятие КВА) – лидере рынка печати на жести. Наша компания заказала линию для многокрасочной печати марки METALSTAR – насегодня это самая передовая концепция в данном секторе промышленного машиностроения. В этот проект мы инвестировали €4,5 млн, и сегодня он находится на финальном этапе монтажа. Эта четырехцветная линия печати позволит в три раза повысить производительность и выйти на существенно новый уровень качества печати. Также $800 тыс. мы вложили в печь для лакировки, чтобы увеличить скорость процессов изготовления тары».

Еще одно направление, которое компания «Фавор» продолжает совершенствовать – это структура электронного сбора, учета данных и обмена информацией. «У нас работает целая бригада программистов, которые автоматизировали каждый участок, каждый отдел. Так что все предприятие теперь работает в единой системе электронного учета, а каждый производственный участок подключен к автоматизированной системе, – рассказывает Андрей Немцев. – Более того, поскольку мы работаем на современном оборудовании, то каждый из участков по модему подключен к заводу-производителю, и в случае малейших неполадок наладка техники происходит в течение достаточно короткого времени».

Закономерно, что с увеличением уровня автоматизации растет и скорость производственных процессов. Например, аэрозольная тара изготавливается в двух типодиаметрах на скорости 240 баллонов в минуту. С подключением второй линии объемы производства вырастут до 540 баллонов в минуту. Этапы упаковывания продукции на предприятии осуществляются с применением роботизированной техники. По оценкам зарубежных коллег, высокий уровень автоматизации и производственной культуры предприятия «Фавор» уникален сегодня даже для Европы.

Освоение европейского рынка

Большая часть от всех объемов производства компании «Фавор» идет на экспорт. Европейский рынок компания стала осваивать недавно, и сегодня присутствует на нем с ассортиментом тары и упаковки для аэрозольной продукции и химических изделий. Конечно, выход на европейский рынок не был простым. «Например, по требованиям европейского рынка металлическия тара и упаковка для опасных грузов должны соответствовать нормам RID/ADR или UN. Это достаточно жесткие требования, причем, чтобы сертификаты признавались европейским рынком, проходить сертификацию нужно у европейских компаний, – делится опытом АндрейНемцев. – Мы проходили испытания тары в Варшаве, и процесс занял больше 9 месяцев. Также мы прошли промышленный аудит Государственной сертификационной комиссии Польши. Для специфической продукции, например в категории промышленной химии, мы прошли дополнительную сертификацию с дополнительными испытаниями. Следующий этап – получение сертификатов United National. В таре с UN-сертификатами разрешена перевозка особо опасных грузов любыми видами транспорта. Сегодня наша компания прошла ряд положенных тестов и находится на финальном этапе получения этого сертификата. Да, это сложно. Много времени и сил ушло на доработку изделий. Но мы благодарны таким сложностям, преодоление которых дало нам знания, опыт и сделало увереннее в своих силах».

Планирование – средство стабильного развития

Как уже отмечалось, одна из важнейших задач для компании «Фавор» – это соблюдение существующих, а по-возможности и сокращение, сроков изготовления и поставок заказов. Однако для решения такой задачи односторонних мер недостаточно. Необходимы конструктивный диалог с заказчиками и их участие в создании общей системы планирования. К сожалению, когда производитель просит клиентов сформировать план заказов, это зачастую воспринимается как стремление поставщика тары диктовать свои условия. Это ошибочно и в корне неверно. Во-первых, производителю металлической тары необходимо планировать закупки сырья. Более того, каждый элемент тары – это отдельный раскрой жести. При такой широкой номенклатуре, как у «Фавора», и объемах потребления жести в 12 тыс. т каждый раскрой необходимо тщательно спланировать. Без прогнозов заказов вероятность ошибки компании в планировании поставок сырья очень велика. А ведь все сырье – это импорт, а, значит, – и все связанные с импортом риски – временные и финансовые. Также отсутствие планов производства приводит то к простою, то к перезагрузкам мощностей. Нет ритмичности производства, оптимальной и для производителя тары, и для заказчиков. «Поэтому мы решили в своей работе переходить к планированию поставок в рамках цивилизованных отношений, – говорит о решении компании Игорь Марченко. – Мы изучали этот опыт на примере наших партнеров и видели положительные результаты такого подхода. Наше решение поддержал Европейский банк реконструкции и развития, который предложил участие в программе поддержки среднего бизнеса. Совместно с европейскими специалистами мы разработали программу бюджетного планирования продаж и предложили нашим украинским клиентам поработать по этой системе».

Формирование рынка – создание условий для роста

Одним из способов расширить сбыт продукции являются инновации, формирующие спрос, а значит, формирующие и рынок потребления. Так, до появления на украинском рынке аэрозольных баллонов компании «Фавор», производителей аэрозолей были считанные единицы. Сегодня ситуация кардинально начала меняться. «Кроме того, что мы поставляем на рынок тару для аэрозолей, наша компания подписала с польским партнером, компанией Zigler, договор о дилерских поставках на территории Украины, России, Белоруссии и Казахстана оборудования для наполнения аэрозолей, – комментирует Андрей Немцев. – Основная цель такого шага – это формирование рынка. Только за последний год в Украине мы продали не одну линию по наполнению аэрозольных баллонов. И хотя украинский рынок аэрозолей молодой, сформировался недавно, но уже двое из наших клиентов вышли со своей продукцией на экспорт – их аэрозольная продукция продается на европейском рынке».

К слову, рынок канистр – это еще один из сегментов рынка металлической тары, в формировании которого компания «Фавор» участвовала в течение 7 лет. Также на рынке лакокрасочных материалов ООО «Фавор» стало первыми предприятием, которое сделало металлическую банку 250 мл. До этого тару такой вместимости изготавливали на базе банки для рыбной продукции. Компания «Фавор» первой разработала и запустила в производство специализированную тару. Но, по словам специалистов компании, такие успехи – это не повод для остановки, а стимул двигаться вперед.

Ольга Бут

ved@favor.net.ua, http://favor.net.ua