Інтерв'ю


Ирина Мирошник, Председатель правления компании «Укрпластик», Президент Ассоциации гибкой упаковки Украины



 

Потери продовольствия, рост количества отходов упаковки – проблемы, достигшие глобальных масштабов. Один из путей решения этих проблем – участие в социальной инициативе ООН Save Food. О задачах, средствах решения проблем и необходимости продвижения этой инициативы в Украине рассказала Ирина Мирошник, Председатель правления компании «Укрпластик», Президент Ассоциации гибкой упаковки Украины, доктор философии в области права

Снижение потерь продовольствия – это жизненно важная задача. Поэтому Вы и Ваша компания подключились к участию в инициативе ООН Save Food?

Ирина Мирошник: Конечно, ведь сегодня важно, чтобы наши решения и наше движение вперед осуществлялось вместе с социальными задачами, которые стоят перед Украиной, Европой и миром. Созданная под эгидой ООН социальная программа Save Food Initiative объединила множество зарубежных производителей, более 300 компаний и ассоциаций. В Украине эту инициативу первой поддержала и начала активно популяризировать наша компания. Довольно быстро нам удалось привлечь внимание и заручиться поддержкой других представителей отрасли, ведь ответственный бизнес все больше осознает важность и глубину проблематики, которой занимается эта социальная инициатива.

Основная цель этой программы – решить задачу снижения потерь продовольствия. Сегодня в мире ежегодно производится 4 млрд т пищевых продуктов, при этом треть от этих объемов идет в отходы! Безусловно, это огромные потери в глобальном масштабе. А для многих регионов, где определенный процент населения регулярно недоедает или голодает, – социальная и гуманитарная катастрофа. Например, по статистике только в Европе регулярно недоедают около 12,9% населения. При этом по данным исследований Продовольственной и сельскохозяйственной

организации объединенных наций (ФАО) в мире около 30% зерновых, 40-50% овощей и фруктов, 20% масличных культур, мяса и молочных продуктов, а также 35% рыбных продуктов ежегодно идут в отходы. Только в Европе по итогам 2014 г. было выброшено порядка 100 млн т пищевых продуктов.

Данные исследования Gifl ex (Ассоциации итальянских производителей гибкой упаковки), касающиеся экологического воздействия пищевых отходов, а также впустую затраченных ресурсов, не могут не шокировать: количество воды, необходимой для производства продуктов, которые потом бесполезно расходуются, в 3 раза превышает размер озера Женева в Швейцарии и годовой сток реки Волга. Площадь используемой для этого земли больше, чем площадь Канады и Индии вместе взятых. Все эти примеры должны заставить не только задуматься, но и срочно искать эффективные способы решения этой масштабной проблемы.

Каковы причины таких колоссальных потерь продовольствия?

И.М.: В зависимости от степени развитости регионов, причины пищевых отходов разные. Но две ключевые причины таковы: в большинстве случаев в слаборазвитых странах объемы пищевых отходов растут по причине отсутствия должных условий хранения, переработки и транспортировки пищевых продуктов; в развитых странах основные потери связаны с потребительским поведением – часто покупается продукт большего веса или объема, чем потребляется.

В любом из этих случаев правильный подбор упаковки помог бы решить часть задач по уменьшению пищевых отходов и снижению выброса парниковых газов?

И.М.: Разумеется. Многочисленные исследования ООН, FAO и UNEP определили, что главным источником экологического загрязнения в мире на сегодняшний день являются пищевые отходы. И именно упаковка дает возможность значительно уменьшить количество испорченных и выброшенных продуктов питания. Это не только позитивно влияет на экологию, но и позволяет снизить цену самих продуктов питания, а также уменьшить долю населения, которое регулярно недоедает.

Решение вопроса снижения отходов средств упаковки, помимо экологического контекста, уже давно имеет и ярко выраженную социальную направленность. В ходе работы исследовательских программ в рамках Save Food Initiative было доказано, что за счет упаковывания продуктов питания промышленным способом удается добиться снижения пищевых отходов в 2-3 раза, а в некоторых случаях – больше 30 раз. Например, за счет упаковки нарезанного сыра порцией 150 г отходы продукта снижаются с 5% до 0,14% по сравнению с продажей нарезанного сыра за прилавком магазина. При этом количество СО2 при нарезке и упаковывании сыра промышленным способом снижается более чем на 40 г на каждую порцию продукта.  Другой пример: по данным Немецкой Ассоциации плодоовощной продукции за 2013 г. отходами становятся свыше 30% свежих пищевых продуктов.

Однако в случае использования упаковки этот показатель сокращается до 10%. Также важно понимать, что упаковка сохраняет больше ресурсов, чем расходуется на ее производство. Так, углеродный след от непригодных к употреблению продуктов в разы превышает углеродный след от упаковки. Даже если улучшенная упаковка способствует повышению выбросов СО2, уменьшение выбросов СО2 от снижения пищевых отходов в большинстве случаев намного выше. Например, в пересчете на 1 кг свежего пищевого продукта использование упаковки увеличивает количество СО2 на 70 г, но благодаря упаковке сохраняется продукт от порчи и предотвращается образование 350 г СО2.

По данным исследования Gifl ex, доля европейского рынка потребления пищевых продуктов и напитков от общего воздействия на окружающую среду составляет 20-30%, в то время как пищевой упаковки – лишь 1-10%. А углеродный след от многих продуктов в 20, 100 и 200 раз выше, чем от соответствующей упаковки.

Ваша компания пропагандирует использование «умной упаковки» (smart packaging). Расскажите, в чем заключается ее прогрессивность?

И.М.: Вообще я пропагандист не только «умной упаковки», но гибкой упаковки, потому что на сегодня именно сектор гибкой упаковки находится на том уровне научно-технического прогресса, который дает максимальные возможности для улучшения маркетинговых свойств, продления сроков хранения пищевых продуктов, защиты бренда от подделки, а также повторной переработки. Важно, что гибкая упаковка позволяет реализовать главный принцип «умной упаковки» – необходимость и достаточность свойств для сохранности и порционирования продукта.

Например, сроки годности продукта в «умной» полимерной упаковке значительно увеличиваются. К примеру, свежесть творога сохраняется до 3 недель, а соусы и сыры в барьерной упаковке сохраняют свои потребительские качества и через 3-4 месяца.

Как я уже отмечала, одна из причин возникновения пищевых отходов – выбрасывание продуктов из бытовых холодильников. Очевидно, что порции продукта должны быть в ассортименте малого веса и объема, достаточного для разового потребления. С другой стороны, также нет необходимости использовать материалоемкую упаковку, когда для надлежащего срока хранения продукта можно найти более простое и экономичное решение.

Современное упаковочное решение должно быть минимальным по размеру и весу, обеспечивать качество и пищевую безопасность продукта, эффективно решать маркетинговые задачи и защищать бренды от подделок. Чем «умнее» упаковка, тем значительнее ее вклад в дело сохранения пищевых продуктов и снижения отходов.

Какое место в политике социальной ответственности занимают вопросы пищевой безопасности?

И.М.: Именно упаковка является важным средством обеспечения пищевой безопасности. Сегодня в ЕС активно разрабатываются и принимаются законы, обязывающие бизнес нести ответственность в деле защиты населения. Одно из таких новых требований ЕС – экономика замкнутого цикла. В ближайшие несколько лет оно должно повлиять на изменения отношения бизнеса к использованию упаковочных материалов и рециклингу.

Если упаковка не отвечает принципам устойчивого развития, не может быть повторно переработана, не имеет доказанных свойств, требуемых для сохранности качества продуктов и их безопасности, то подобные нарушения будут дорого обходиться производителю. Подписав соглашение с ЕС, наша страна взяла на себя обязательства по имплементации ряда законодательных актов, в том числе – и социальной ответственности бизнеса. Так что перестраивать свою политику в направлении устойчивого развития в соответствии с нормами ЕС необходимо уже сегодня. К слову, сегодня наша компания, совместно со своими партнерами Dow и Nestle, разрабатывает новые решения с акцентом на максимально возможном исключении в структуре многослойных материалов алюминиевой фольги, которая является энергоемким и сложным при вторичной переработке материалом.

К сожалению, сегодня промышленная наука развивается не во всех регионах...

И.М.: …поэтому основную функцию передачи знаний берут на себя крупные мультинациональные компании, в том числе и компания «Укрпластик». Наша компания является представителем в Украине инициативы Save Food под эгидой ООН. Также мы создали общественную организацию – Ассоциацию гибкой упаковки, в которую приглашаем всех желающих, разделяющих принципы социальной ответственности. Ведь сегодня это единственно правильный маркетинговый шаг, так как развиваться мы все должны в рамках социальных задач, которые стоят перед бизнесом. Политика устойчивого развития нацелена, прежде всего, на создание нормальных условий жизни для будущих поколений. Поэтому ответственность бизнеса очень велика. Именно бизнес должен первым инициировать и внедрять такую политику. Только в этом случае развитие Украины в экономическом, социальном, культурном измерении станет реальным, ощутимым для нашего общества. И только так, по происшествию определенного времени, мы сможем достичь того уровня, который позволит считать нашу страну неотъемлемой частью развитой Европы.