Технологии


Специалисты Dow объединили усилия с глобальными брендами в проекте вторичного использования упаковочных материалов



 

Бизнес-подразделение Упаковка и Специализированные Пластики компании Dow в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) совместно с компанией Axion Consulting (г. Манчестер) возглавило реализацию перспективного инновационного проекта, направленного на значительное увеличение показателей вторичного использования гибких упаковочных материалов в Великобритании. 

Этот рассчитанный на два года проект, получивший название REFLEX, финансируется агентством Innovate UK. Он предусматривает создание «замкнутого цикла» для гибкой упаковки, чтопредполагает вовлечение всех звеньев цепочки создания стоимости – от производства до утилизации по завершении использования. Схемы «замкнутого цикла» - это системы, в которых сырьевые материалы и продукты задействуются в течение максимально возможного длительного времени. Это достигается путём повторной переработки (рециклинга) и последующего использования продукции. В число партнёров проекта входят: компания Dow (вместе с инновационными центрами Pack Studios), переработчики (компании Interfex и Amcor), владельцы брендов (Nestle и Unilever), а также компании Tomra и Sita, которые специализируются на утилизации и повторной переработке отходов. Старт проекта сопровождался публикацией в СМИ пресс-релиза, составленного совместно всеми участниками консорциума.

В Великобритании доля гибкой упаковки (пластиковых пакетов, конфетных обёрток, пакетов для замороженных продуктов и др.) в общем объёме бытовых пластиковых упаковочных материалов составляет 32%, то есть почти одну третью часть. Между тем, основная масса этой упаковочной продукции (556 тысяч тонн) в конечном итоге оказывается на свалке. Такая ситуация резко контрастирует, например, с сегментом пластиковых бутылок, показатель повторной переработки которых достигает 58%. Основная идея проекта REFLEX заключается в устранении тех препятствий, которые в настоящее время мешают наладить процесс повторной переработки гибкой упаковки. Речь идёт о том, чтобы использованные материалы вместо мусорных полигонов отправлялись на предприятия, осуществляющие их вторичную переработку. По мнению директора компании Axion Роджера Мортона, данная задача является непростой: «Для достижения цели нам потребуются инновационные виды упаковки и дизайнерские решения; необходимо, чтобы все использованные материалы были пригодными для совместной переработки, что по-прежнему представляет собой проблему и с технической точки зрения, и в коммерческом плане». В настоящее время повторная переработка гибкой упаковки наталкивается на целый ряд трудностей, которые обусловлены, главным образом, использованием многослойных «барьерных» материалов, значительным содержанием печатных красок (что влияет на цвет переработанного продукта) и сложностями сортировки отходов. Кроме того, потребители порой находятся в замешательстве относительно возможностей вторичного использования упаковки, что создаёт дополнительные помехи для его осуществления.

«Гибкие упаковочные материалы – это большая проблема для современных технологий переработки. Несмотря на кажущуюся «простоту», обычный пакетик из-под чипсов или обёртка, в которую было завёрнуто печенье, могут состоять из нескольких функциональных слоёв. Подобное решение призвано с минимальными затратами обеспечить целый ряд свойств – таких как теплоизоляция, непроницаемость для кислорода, возможность нанесения печати, высокая прочность на разрыв, устойчивость к проколам и так далее, – поясняет Роджер Мортон. – Сложная структура многослойных плёнок делает практически невозможным их повторную переработку существующими способами – из-за использования полимерных смесей и различных видов печатных красок».

Инновационность проекта REFLEX состоит в использовании пригодных для вторичной переработки печатных красок, новых наименований «барьерных» полимеров, оригинальных дизайнерских решений, а также передовых автоматизированных технологий сортировки. В результате и производители, и потребители смогут убедиться в том, что повторная переработка гибкой упаковки является не только принципиально возможным, но ещё и прибыльным делом. Два глобальных бренда, Nestle и Unilever, уже видят хорошие перспективы от использования вторично переработанной упаковки и разработки соответствующих отраслевых рекомендаций. В ходе реализации проекта будут подводиться промежуточные итоги – с тем, чтобы продемонстрировать всем участникам цепочки создания стоимости практическую осуществимость создания «замкнутого цикла» в сегменте гибкой пластиковой упаковки. Дана Мосора, занимающая руководящую должность в Бизнес-подразделении Упаковка и Специализированные Пластики компании Dow в регионе EMEA, делится своими прогнозами: «Мы приступили к изучению способов сбора и сортировки гибкой упаковки, с её последующей переработкой в высокосортные гранулы, пригодные для использования в производстве разнообразной продукции. Предполагается, что рынок пойдёт по такому же пути, что и в сегменте пластиковых бутылок; потребуется около десяти лет для того, чтобы выйти на 50-процентный показатель извлечения гибких пластиковых материалов из отходов с последующей вторичной переработкой». 

Сотрудник Dow Шон Паркинсон, технический руководитель проекта REFLEX, в этой связи отмечает следующее: «Пока наш проект находится в самом начале, но мы уже очень заинтересованы в получении отзывов и предложений от наших заказчиков, а также от других причастных компаний и организаций».

Д-р Майк Питтс, ведущий специалист агентства Innovate UK, полагает, что проект REFLEX может стать прообразом для последующих разработок в этом направлении: «Мы находимся под очень большим впечатлением, поскольку наблюдаем формирование узловых элементов новой сети, что необходимо для прогресса в данном сегменте упаковочных материалов».

Компания Axion Consulting распространяет пресс-релиз, датированный 5 декабря. Здесь мы приводим краткую сводку вопросов и ответов – с тем, чтобы дать возможность отделам продаж и другим клиентским службам подробнее обсудить эту тему со своими заказчиками.

 

Вопросы и ответы

Проект REFLEX – что это такое?

Это инновационный совместный проект, объединяющий всех участников цепочки создания стоимости (глобальные бренды, производители, переработчики, специалисты по рециклингу). Цель проекта состоит в создании «замкнутого цикла» для гибкой упаковки – с тем, чтобы извлекать более 50% данных материалов из мусорных отходов.

Для достижения этого требуется разработать новые дизайнерские решения. Необходимо, чтобы все полимеры, входящие в структуру упаковки, были пригодными для совместной переработки.

Почему возникла необходимость в подобном проекте?

В Великобритании доля гибких упаковочных материалов в общем объёме отходов бытовой пластиковой упаковки составляет 32%. Сюда входят пакеты из супермаркетов, отслаивающиеся покрытия подложек, обёртки, вкладыши в картонные коробки и др., но не входит упаковка для продукции производственно-технического назначения. 

В настоящее время более 90% таких отходов (556 тыс. т в год) либо сжигается, либо отправляется на мусорные полигоны; стоимость утилизации при этом колеблется от 80 до 150 фунтов стерлингов за тонну. Мы имеем дело со сложным и растущим потоком отходов, повторная переработка которых на сегодняшний день связана с большими трудностями. Тем не менее, переработка и вторичное использование данных материалов открывает большие возможности и для экономии ценных ресурсов, и для сокращения объёмов мусора, подвергающегося захоронению на свалках. Примером может служить сегмент пластиковых бутылок, где показатель повторной переработки составляет 58 процентов.

Кто принимает участие в проекте?

Ведущей компанией является Axion Consulting, которая специализируется на вторичном использовании ресурсов. В число партнёров проекта входят следующие компании: Amcor Ltd, Dow 

Chemical Company Ltd, Interfex Group, Nestlé UK Ltd, SITA Holdings UK Ltd, TOMRA Sorting Ltd и Unilever UK Central Resources Ltd.

Как можно поучаствовать в проекте, не входя в этот консорциум?

Мы наблюдаем большой интерес к проекту со стороны владельцев брендов, а также других компаний, входящих в цепочки поставок в сегменте гибкой упаковки.

Эта инициатива принесёт реальную практическую пользу только в том случае, если большинство участников рынка учтёт результаты, полученные в ходе реализации проекта. Поэтому мы стремимся к вовлечению владельцев брендов и других звеньев в цепочках поставок.

Мы считаем нецелесообразным увеличивать число партнёров в консорциуме, деятельностькоторого будет финансироваться агентством Innovate UK. Вместе с тем, отвечая на активную заинтересованность других брендов, мы планируем создать более широкую группу заинтересованных юридических лиц. 

Смысл состоит в том, чтобы распространять информацию об основных результатах проекта, а в дальнейшем, возможно, расширить и ускорить работу в данном направлении.

Каковы основные цели проекта REFLEX?

Цель проекта заключается в устранении барьеров, препятствующих созданию «замкнутого цикла» в сегменте гибкой пластиковой упаковки. Необходимо создать возможности для сбора и сортировки использованной упаковки, с её последующей переработкой в качественные полимерные гранулы,  пригодные для производства различной продукции.

Ещё одна задача состоит в том, чтобы продемонстрировать более высокий потенциал повторной переработки материалов, которые используются для упаковки товаров, производимых компаниями Nestlé и Unilever. 

Предполагается, что здесь будет задействована та же успешная модель, что и в сегменте пластиковых бутылок. По оценкам, потребуется около десяти лет для того, чтобы выйти на 50-процентный показатель извлечения гибких пластиковых материалов из отходов с последующей вторичной переработкой.

В чём будет заключаться содержание работы?

Повторная переработка гибкой упаковки является весьма проблематичным процессом – как с технической, так и с коммерческой точки зрения. Поэтому проект охватит разнообразные варианты и подходы, которые будут опробоваться на каждом этапе – с тем, чтобы выявить и продемонстрировать решения, являющиеся оптимальными в коммерческом плане. Планируется разработать инновационные рецептуры печатных красок, усовершенствовать автоматизированную сортировку упаковки, создать рациональные технологии, новые наименования «барьерных» полимеров и дизайнерские решения, облегчающие процесс  повторной  переработки.

Как будет осуществляться финансирование проекта? На сколько лет он рассчитан?

Проект REFLEX частично финансируется правительством Великобритании через агентство инноваций Innovate UK (прежнее название – Technology Strategy Board). Проект стартовал в октябре 2014 г., имеет общую стоимость 918.000 фунтов стерлингов и рассчитан на два года. Все партнёры вкладывают свои средства и трудозатраты; некоторые из них получают финансирование от Innovate UK.

Какую практическую пользу Вы рассчитываете получить?

Д-р Майк Питтс, ведущий специалист агентства Innovate UK, полагает, что проект REFLEX может стать прообразом для последующих разработок в этом направлении. Речь идёт о формировании узловых элементов новой сети, что необходимо для прогресса в данном сегменте упаковочных материалов. В числе других экономических и экологических преимуществ можно назвать уменьшение объёмов отходов, вывозимых на мусорные полигоны, а также сокращение использования импортируемых первичных полимерных материалов. Ценные сырьевые ресурсы не будут утрачиваться, а подвергнутся переработке и вторичному использованию. Ещё один «плюс» состоит в оживлении экономической деятельности в данном сегменте британского рынка.

Каковы потенциальные последствия проекта REFLEX для сегментов упаковки и рециклинга?

Предполагается, что проект придаст значительный позитивный импульс – через разработку отраслевых рекомендаций по  повторной переработке, основанных на полученных результатах. Кроме того, возможно появление нового сектора, который будет охватывать переработанные полимеры и технологии повторной переработки использованных гибких бытовых упаковочных материалов.

Какими будут Ваши дальнейшие шаги?

Сейчас проект находится на начальном этапе. Дальнейшие шаги будут определяться по мере продвижения работы, на основании регулярных оценок полученных результатов в течение двух лет. Участники консорциума заинтересованы в контактах с теми компаниями и организациями, которые входят в цепочки поставок в сегменте упаковки, и хотели бы получить более подробную информацию о проекте REFLEX.