Технології


Как обеспечить безопасность пищевых продуктов в глобальной цепи поставок



Мировой рынок готовых блюд и замороженных продуктов значительно вырос благодаря глобализации пищевой промышленности. Однако глобализация также приводит к постоянному усложнению цепи поставок продуктов питания. В свете недавних скандалов, связанных с безопасностью пищевых продуктов, бренды компаний, производящих пищевую продукцию, во всем мире постоянно сталкиваются с недоверием потребителей. Какую роль в обеспечении безопасности пищевых продуктов играет возможность отслеживать движение товаров по цепочке поставок? С какими проблемами приходится сталкиваться производителям и как их можно решить?

Почему важно отслеживать движение продуктов по цепочке поставок?

В последние годы кризисы региональных масштабов, связанные с безопасностью пищевых продуктов, среди которых скандал вокруг конского мяса в Европейском союзе, эпидемия птичьего гриппа в Восточной Азии и боязнь радиации вследствие аварии на АЭС Фукусима-1 в Японии, повлияли на доверие потребителей к продукции, купленной в местных супермаркетах. Изготовители готовых блюд и замороженных продуктов, производство которых отличается высокой сложностью и большим количеством необработанных ингредиентов, столкнулись с острой необходимостью точно определять источники всех видов сырья, используемого на производственных линиях, чтобы обеспечить оптимальную безопасность и качество продукции.
Возможность отслеживания, использование соответствующих технологий и систем управления данными играют ключевую роль в решении этой проблемы. Они позволяют производителям быть полностью уверенными в происхождении сырья, которое используется для изготовления их продукции. Производителям необходимо знать не только происхождение ингредиентов, но и способ их выращивания (например, использовались ли органические методы). Если речь идет о мясе и продуктах животного происхождения, важно знать, какие стандарты животноводства использовались поставщиками.
Знание и демонстрация таких сведений обеспечивают уверенность потребителей в том, что приобретаемые ими продукты действительно органические, выращены на аккредитованных фермах в заявленной стране. Кроме того, это помогает обеспечить безопасность продуктов, продемонстрировать добросовестное выполнение указаний регулирующих органов в случае отзыва продуктов и показать, что для сведения риска для потребителей к минимуму были приняты все возможные меры.
Возможность отслеживания важна не только для хорошей репутации бренда. Производители продуктов питания также обязаны неукоснительно выполнять международные правила контроля безопасности пищевых продуктов касательно возможности отслеживания. Основной закон ЕС о пищевых продуктах, закон о модернизации мер безопасности в сфере пищевых продуктов (принят в США), а также закон о безопасности пищевых продуктов, принятый в Китае, обуславливают внедрение решений, обеспечивающих возможность отслеживания продукции. Международные производители обязаны выполнять эти нормативные акты, чтобы продолжать работать на этих рынках.

Преодоление препятствий при обеспечении отслеживаемости продукции

Несмотря на важность вопроса отслеживаемости продуктов на производственных линиях, остается ряд трудностей, с которыми сталкиваются производители при обеспечении правильного следования их продукции по каналам поставок и сбыта. В течение последнего десятилетия мировая система поставок продуктов питания становится все более сложной. Сегодня многие производители международного уровня получают сырье из одной страны, обработка и упаковка выполняется в другой, а готовая продукция распространяется в третьей.
Кроме того, появляется все больше нормативных актов, согласно которым производители обязаны указывать страну происхождения продукта на упаковке. Обычно имеется в виду страна, из которой было получено сырье. Это не вызывает затруднений, если все ингредиенты были получены из одной страны. Однако многие готовые блюда вполне могут быть изготовлены из ингредиентов, приобретенных на разных рынках.
Производители должны создать инфраструктуру, которая обеспечит отслеживание партий продуктов в ходе их перемещения по цепи поставок. Кроме того, им необходимо хранить и анализировать сведения о партии, которые включают в себя виды и происхождение ингредиентов, а также данные о загрязнении примесями и качестве продукта.
Точность и качество маркировки тоже может стать препятствием для оптимизации процесса отслеживания продукции. Маркировка должна легко распознаваться оборудованием для отслеживания. Это значит, что технология маркировки должна обеспечивать точную печать на упаковке с высокой скоростью без уменьшения пропускной способности линии. В целях оптимизации процесса производства, в особенности на линиях, где небольшими партиями производится несколько видов пищевой продукции, а также для снижения риска нанесения неправильных данных на упаковку, оборудование для маркировки должно обеспечивать быструю и простую переналадку без ущерба для бесперебойной работы линий.
К тому же, сложные условия производства или хранения могут негативно повлиять на возможность отслеживания продукции. Например, высокая влажность воздуха может вызвать проблемы, связанные с устойчивостью стандартных чернил при печати. Они не успевают высыхать и могут смазываться, что негативно сказывается на удобочитаемости готовой маркировки.

Устранение проблем

В настоящее время на рынке доступны решения, гарантирующие отслеживание движения продуктов даже в сложных международных цепях поставок. Решения по отслеживанию, которые предлагают полностью интегрированные в производственную площадку программно-аппаратные системы, позволяют производителям наносить маркировку на каждый отдельный продукт в партии, а после — хранить данные обо всех маркированных продуктах. За счет этого можно получать подробную информацию о перемещении каждой упаковки по цепочке поставок, оптимизируя контроль безопасности и качества, а также сводя к минимуму риск получения потребителями продуктов из небезопасных источников. Данные также можно загрузить в приложения для бизнеса, такие как ERP (Enterprise Resource Planning). Это помогает производителям выполнять анализ для определения возможных улучшений в работе.
Для повышения эффективности производители могут использовать системы маркировки, которые поддерживают возможность гибких настроек производственных линий. На рынке доступны решения для точного нанесения маркировки, позволяющие интегрировать маркиратор с централизованной базой данных. Благодаря этому при переналадке линий операторы могут выбирать необходимую маркировку из огромного количества сохраненных шаблонов, а также выполнять централизованную настройку нескольких систем. За счет этого сокращается время настройки принтера и снижается риск возникновения ошибок. Это позволяет повысить время бесперебойной работы производства с сохранением точности маркировки. При этом печать наносится в соответствии со всеми нормативными требованиями.
Для работы в условиях агрессивной среды требуется особое оборудование, которое должно предотвращать скопление чернил и пыли в чернильных соплах, во избежание остановок работы принтеров. Специальные чернила обеспечивают устойчивость к царапинам и истиранию маркировки на гибкой упаковке, а также гарантируют дополнительную адгезию на вощеных поверхностях коробов и другой упаковки и универсальной пластиковой упаковке, сводя к минимуму риск истирания или повреждения маркировки при транспортировке. Производителям также можно использовать оборудование со степенью защиты IP 65 (защита от пыли и влаги), особенно если их производственные линии постоянно подвергаются воздействию влаги.
Внедрив такие системы в свои линии, производители готовых блюд и замороженных пищевых продуктов смогут преодолеть трудности оптимизации отслеживаемости по всей цепи поставок, обеспечить соблюдение законодательных требований и укрепить доверие потребителей к своему бренду.

Поиск решения для обеспечения отслеживаемости пищевых продуктов на международном уровне

Ожидается, что рынок пищевой промышленности существенно вырастет в течение нескольких следующих лет. Учитывая воздействие экспорта из Китая и Запада, некоторые эксперты прогнозируют, что его оборот будет составлять $3,03 трлн до 2020 г. Этот рост создаст определенные проблемы для производителей, которые стремятся обеспечить оптимальную безопасность для потребителей. Однако правильные инструменты для обеспечения отслеживаемости и нанесения маркировки позволят производителям следить за глобальной цепью поставок, предлагая своим потребителям безопасную и качественную пищевую продукцию.

Ширак Шет, менеджер по разработке решений для маркировки пищевых продуктов компании Videojet Technologies