Новини


Новые реалии украинского плодоовощного бизнеса



В период с 1 по 3 декабря Киев собрал ведущих украинских и зарубежных участников плодоовощного рынка в рамках двенадцатой международной конференции «Овощи и фрукты Украины-2015. Перезагрузка». Мероприятие традиционно носило трехдневный формат и проходило в рамках единственной в Украине профессиональной плодоовощной выставки формата B2B – «Fresh Business Expo 2015».
Организатором мероприятия выступил проект «АПК-Информ: овощи и фрукты». Генеральным спонсором конференции – компания «Фито-Маг», генеральным медиа-партнером – журнал «Овощи и фрукты», а эксклюзивным медиа-партнером – журнал «Овощеводство».
По словам организаторов мероприятия, девиз двенадцатой международной конференции «Овощи и фрукты-2015» – «Перезагрузка» – был выбран не случайно и в полной мере отображает ситуацию на плодоовощном рынке Украины на данный момент.
«Еще в прошлом году здесь же, в Киеве, мы говорили о том, что украинский плодоовощной рынок подвержен серьезным изменениям, однако никто не предполагал, что ситуация будет меняться столь динамично, – говорит Татьяна Гетьман, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты». – Сегодня участники украинского плодоовощного бизнеса работают в абсолютно новых реалиях. Довольно нестабильная геополитическая ситуация в стране, глобальные изменения экономической ситуации, продолжение войны на Донбассе, потеря Крыма как основного канала поставок овощей и фруктов из Украины в Россию… И это далеко не все испытания, которые пришлось пройти украинским фермерам в текущем сезоне».
Т.Гетьман подчеркивает, что в нынешнем сезоне фермеры вынуждены были экономить на самых необходимых производственных ресурсах, которые подорожали пропорционально девальвации гривни. Как результат, урожайность практически всех овощей борщового набора и картофеля заметно снизилась, что на фоне сокращения площадей привело к падению производства.
Из фруктов отмечалось наиболее значительное снижение производства винограда, персика и нектарина. В то же время заметно увеличился урожай яблока.
«Наиболее сложная ситуация в сезоне-2015/16 наблюдается в сегменте яблока: Украине удалось собрать один из лучших урожаев этих фруктов за всю историю независимости страны, тогда как экспорт этой продукции очень ограничен, – продолжает эксперт. – К сожалению, большинство фермеров не сделали выводов после введения Россией эмбарго. Альтернативные внешние рынки сбыта практически не прорабатывались, весь объем яблока в прошлом сезоне экспортировался в Россию через Крым».
Ситуация обострилась в сентябре 2015 года – после начала блокады поставок овощей и фруктов из Украины на крымский полуостров. Сегодня поставки на российский рынок стали практически невозможны, и фермеры вынуждены сбывать основной объем яблока на внутреннем рынке.
«В сложившейся ситуации украинские фермеры волей-неволей вынуждены задумываться о диверсификации экспорта, – подчеркивает Т. Гетьман. – В противном случае уже в следующем сезоне ситуация в этом сегменте будет весьма удручающей. Перспективы возобновления поставок на российский рынок очень туманны, тогда как о снижении производства и речи быть не может, поскольку интенсификация садов влечет за собой постоянное увеличение урожая».
Эксперт подчеркивает, что экспорт является одним из основных условий гармоничного развития украинского плодоовощного бизнеса. Полностью согласился с мнением Т. Гетьман и Александр Марченко, коммерческий директор «С-Росток». При этом он отмечает, что стабильный экспорт дает фермерам ряд преимуществ: диверсификация рисков и существенное уменьшение зависимости от внутреннего рынка, а также получение валютной выручки.
«К сожалению, украинские фермеры начинают заниматься экспортом только тогда, когда у них возникают проблемы со сбытом внутри страны, однако, такой подход к ведению бизнеса в корне неправильный, – говорит А.Марченко. – Наша компания уже имеет положительный опыт экспорта, в том числе и на рынок ЕС, поэтому я могу смело сказать, что украинская продукция может быть очень востребованной на внешнем рынке. К примеру, украинский лук и чеснок могут заинтересовать покупателей из стран Евросоюза и Средней Азии. Страны Ближнего Востока, такие как Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и т.д., готовы покупать корнеплоды и капусту, особенно в период с июля по сентябрь».
По словам Федора Рыбалко, учредителя компании «Западный ритейл», украинские овощи и фрукты имеют большой потенциал выхода на рынок ЕС. «В условиях полного отсутствия возможности поставок на российский рынок, ряд фермеров приняли решение диверсифицировать поставки, и им этом удалось. Более того, оказалось, что украинская продукция может быть востребована на европейском рынке, доказательством чего служит рекордный экспорт тепличных огурцов и томатов в ЕС. Однако украинская продукция с поля в ЕС не нужна, поэтому нам нужно серьезно работать над развитием инфраструктуры предпродажной доработки и логистики», -отметил эксперт.
В то же время, по мнению Марии Лакеевой, аналитика проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты», тепличные комбинаты Украины в 2016 году имеют все шансы существенно увеличить поставки огурца и томата в ЕС при условии наличия международного сертификата.
«В 2015 году украинская тепличная продукция продавалась в основном в Польшу и страны Прибалтики, поскольку именно в этих странах не обязательно наличие международного сертификата, однако для того, чтобы расширить географию поставок огурца и томата в рамках Евросоюза, комбинатам Украины все же стоит задуматься над сертификацией», – утверждает эксперт.
Во второй день конференции теме стандартизации и сертификации плодоовощной продукции был посвящен целый форум, в рамках которого украинские и международные эксперты неоднократно подчеркивали, что наличие сертификата GlobalGAP является ключевым условием экспорта плодоовощной продукции, а без стандартизации продукции украинским овощам и фруктам практически невозможно попасть на полки европейских супермаркетов.
Еще одним условием для успешного выхода на европейский рынок для небольших хозяйств, по мнению экспертов, является кооперация. Специалисты подчеркивают, что именно такой вид взаимодействия поможет мелким фермерам диверсифицировать поставки и уменьшить риски. Стоит отметить, что в Украине уже есть успешная практика работы кооперации, о которой в ходе своего выступления рассказала Ирина Барзо, ассистент директора ООО «Агрофирма «Весна-2011».
В рамках технологического форума участникам события было предложено сразу два мастер-класса от ведущих экспертов. В частности, Игорь Чечетко, эксперт картофельного рынка и сертификации GlobalGAP, рассказал об оптимальных технологиях производства картофеля и критериях отбора посадочных материалов. В свою очередь, Вадим Дудка, директор ООО «Агроанализ», проанализировал основные проблемы, возникающие при выращивании овощей на капельном орошении, и методы их решения.
В третий день конференции, 3 декабря, состоялся пятый международный торговый форум. Подобный торговый форум в Украине не имеет аналогов и уже успел получить положительные отзывы как импортеров и крупнейших сетей супермаркетов Украины, так и поставщиков продукции из разных стран. В этом году в мероприятии приняли участие представители более 25 украинских розничных сетей и крупнейших оптовых компаний.
Всего на мероприятии присутствовали 280 делегатов, представляющих 159 компаний из 9 стран.