Сегмент нарезанных и упакованных мясных и сырных продуктов имеет хорошую тенденцию развития на восточноевропейском рынке. Продажи продуктов, предварительноподготовленных промышленным способом, будут увеличиваться и в Украине. Ситуацию и перспективы сегмента продукции в слайсах проанализировал Йозеф Михайлов, генеральный директор Weber Poland
Перспективы рынка
Предварительно подготовленные к потреб лению мясные продукты и сыры – сегмент пищевого рынка, который последние годы активно развивается в странах Восточной Европы. Этому способствует ряд экономических факторов, которые создают инвестиционную привлекательность для мультинациональных компаний. Например, крупные немецкие компании, которые поставляют технические и технологические решения для производства нарезанных и упакованных продуктов, инвестируют в польский рынок, так как в Польше можно осуществить производство по нарезке на 30% дешевле и успешно снабжать сетевые магазины в той же Восточной Германии.
Сегодня в Польше достаточно высококвалифицированных специалистов, а затраты на заработную плату ниже, как и стоимость энергоносителей, аренды земли, оплаты налогов. При этом существует выгодная политика льгот для иностранных инвесторов. Такой инвестиционный климат привлекает инвесторов не только из соседних с Польшей стран, но также из дальнего зарубежья. Так, сегодня на польском рынке много инвесторов из Китая, которые особенно активно работают в сегменте свежего красного мяса. «Да и примеры по продажам нашей компанииговорят об активном развитии польского рынка нарезанных и упакованных продуктов: прошлогодний оборот Weber составил порядка €200 млн, из которых порядка €15 млн, приходилась на рынок Польши», – подчеркнул Йозеф Михайлов.
Перспективы упаковки
Для нарезки колбасных изделий и сыра самой перспективной на сегодня является трей- и термоформованная упаковка – лоток из жестких полимерных пленок с покровными гибкими пленками с модифицированной газовой средой (МГС). Сегодня такая упаковка – это тренд европейского рынка. В будущем упаковке с МГС будет принадлежать доля порядка 85% от общих объемов упакованной слайсированной продукции. На сегодня данный тип потребительской упаковки на рынках Западной Европы занимает 80% от всех объемов нарезанной продукции и 50% на рынке Польши.
Популярность упаковке такого типа обеспечит эффективное выполнение ею маркетинговых и потребительских функций. А именно: продление сроков годности пищевого продукта без использования консервантов, привлекательный внешний вид, удобство потребления (легкое открывание и многократное перезакрывание упаковки). По сравнению с вакуумной упаковкой, этот тип упаковки оптимален для колбасных изделий, ветчин и сыра высокой влажности. В вакуумной упаковке слайсы таких продуктов деформируются, слипаются, что ведет к потере товарного вида продукта и неудобству его потребления. Если же дополнительно снабжать вакуумную упаковку вкладками-разделителями слайсов, то это приведет к удорожанию упакованных изделий. Поэтому применение вакуумной упаковки оправдано в случаях нарезки изделий более сухих и плотных по консистенции.
Перспективы в Украине
Еще лет пять назад на прилавках украинских магазинов было очень мало продукции в нарезке, а среди представ-ленной – большая доля принадлежала импортной продукции. Сегодня же ситуация иная, особенно в сегменте сыра. Современные линии по нарезке, даже с роботизированными участками, есть практически у всех крупных производителей сыра. Эти предприятия, имея большие мощности, до недавнего времени были сильно ориентированы на экспорт в Россию. Сегодня же им необходимо искать новые рынки сбыта, например, – арабские страны, Северная Африка, страны Прибалтики, Восточной Европы. Да и в самой Украине, хотя и более низкими темпами, продолжается развитие сетевой розницы. Каждый новый магазин – это дополнительные торговые полки, а, значит, и дополнительные объемы сбыта нарезанной и упакованной продукции.
Важный фактор, который способствует популярности нарезанных продуктов, – высокое качество упакованных изделий. «Я помню первую продукцию начала 2002-2003 гг. В то время доминировал подход, когда свежие колбасные изделия продавались целыми, а на нарезку пускалась продукция нетоварного вида. Это формировало негативное отношение к нарезанной продукции со стороны конечного покупателя, – вспоминает Йозеф Михайлов. – Для того, чтобы разрушить такое отношение, потребовалось 5-6 лет. Производители поняли, что нарезанная промышленным способом продукция может иметь рыночный успех только при условии стабильно высокого качества. И сегодня в 80% случаев нарезка представлена в высоком качестве и продукта, и упаковки. Ведь нарезка – это прибыльный сектор, так как предварительно подготовленный продукт имеет высокую добавленную стоимость». Однако инвестиции должны иметь смысл, быть обоснованными и опираться на правильную маркетинговую поддержку нового продукта в нарезке. Ведь 70% продукции в нарезке покупается под влиянием впечатления от упаковки. В таком случае потребительская упаковка выполняет функцию рекламного носителя, который сначала побуждает совершить покупку, и в случае удовлетворения требований к качеству изделия конечный покупатель уже ищет на полках понравившуюся торговую марку продукта в слайсах.
Перспективы в секторе оборудования
Одновременно с развитием рынка упакованных продуктов в нарезке развивается рынок промышленных слайсеров. Современные промышленные слайсеры представляют собой высокотехнологичное оборудование с различными дополнительными опциями, например, взвешивания, контроля качества и безопасности, фигурной нарезки и выкладки, многое другое. Однако далеко не всегда производственному предприятию требуется сложная и многофункциональная машина. Поэтому компания Weber Maschinenbau создала дочернее предприятие Textor, которое производит бюджетные слайсеры. К слову, с немецкого языка weber – это «ткач», равно как с латыни – textor тоже переводится как «ткач». Машины ДП Textor – это слайсеры высокой скорости для нарезки стандартизированного продукта, главная производственная задача которых заключается в выполнении быстрой и качественной нарезки. Из комплектации этих машин исключены дополнительные опции, наличие которых приводит к удорожанию техники. Поэтому закупочные цены на оборудование Textor до 30% ниже по сравнению с многофункциональными слайсерами Weber. «Бюджетное направление в промышленном машиностроении было создано несколько лет назад и ориентировано на компании, которые только начали развивать направление нарезки, только осваивают эту технологию, поэтому им нужны простые слайсеры. Именно такие машины оптимально подходят для ряда украинских предприятий, которые решили расширить свой ассортимент за счет нарезанных и упакованных продуктов, – конкретизирует Йозеф Михайлов. – Приобретая слайсеры Textor, промышленный потребитель может быть уверен в том, что он получает такую же высококачественную и скоростную машину, как и слайсеры Weber, только с набором самых необходимых функций. Даже запчасти и ножи для моделей обеих торговых марок подходят друг к другу.
Компания Weber решила открыть новое направление, руководствуясь принципом: «Наш успех – это успех наших клиентов. Сегодня на некоторых европейских предприятиях инсталлировано по 15-20 наших слайсеров. Для Украинского рынка – это своеобразный ориентир будущего развития сегмента нарезки. Ведь, несмотря на сложную ситуацию в стране, работа нашей компании на украинском рынке успешно продолжается. Например, в текущем году было продано четыре машины, и на стадии завершения проекта – инсталляция пятой машины».
Ольга Бут. Беседу вел Вадим Герасимчук