В своем первом публичном интервью представители высшего руководства BOBST обсуждают с Дэниелем Брантоном новую промышленную машину цифровой печати, разработанную в сотрудничестве с Kodak специально для гофрокартона.
Двенадцать лет и несколько десятков миллионов евро, потраченных на НИОКР, – и BOBST приподнимает завесу над своей последней новинкой — цифровой печатной машиной с системой непрерывной подачи чернил (сontinuous inkjet, CIJ), предназначенной для печати на гофротаре. Длиной 50 метров и весом ни много ни мало 100 т, эта машина для цифровой печати, в которой используются чернила на водной основе, способна запечатывать листы размером до 2.1 x 1.3 м на скорости до 200 метров в минуту. Официального названия машина пока не получила, однако похоже, что ее ждет большое будущее.
В новой высокоскоростной CIJ-машине применяются печатающие головки Kodak, и результаты впечатляют. «Это был долгий путь, — говорит Филипп Милье, руководитель подразделения «Листовое оборудование». — Однако нам удалось создать прекрасное решение, и сегодня две наши первые бета-машины уже работают на предприятиях наших европейских заказчиков — Model и Schumacher. Мы знали, что для проведения требуемых испытаний и получения всех необходимых нам данных первые две машины нужно было поместить в производственные условия и понаблюдать, как они будут работать под реальной нагрузкой. Достаточно быстро мы поняли, что работа исключительно в контролируемых условиях замкнутой лаборатории вряд ли сослужит нам службу в долгосрочной перспективе — мы должны были быть уверены, что машина сможет работать в самых разных производственных средах».
На момент интервью в конце августа третья бета-машина готовилась к отправке на еще один завод по производству упаковки, тоже в Европе. «Заказчики, которым мы поставляем эти машины первого поколения, будут проходить тщательный отбор, — поясняет Эмилио Корти, руководитель отдела продаж листового оборудования. — Это новая технология и, пока она не будет отлажена, обязательно будут возникать проблемы, поэтому имеет смысл устанавливать машины относительно недалеко от нас. Мы начали с Европы, но вскоре расширим географию охвата, включив в нее Северную Америку». Компания подтвердила, что поставки полноценных производственных машин начнутся в 2017 г.
Кривая обучения
Когда у представителей BOBST спросили, что отличает их компанию от других игроков на рынке, ответ был достаточно простым. «Когда мы начинали работать над этим проектом, у нас было преимущество в виде знаний о гофрированном картоне, его характеристиках, среде, в которой будет работать машина, а также о процессе производства упаковки, — говорит Якоб Бовин, директор по маркетингу оборудования для цифровой печати на гофрокартоне, подразделение «Листовое оборудование». — С самого начала мы знали, как должна происходить транспортировка листа картона, а это имеет важнейшее значение для разработки любого высокоскоростного процесса печати. Однако вскоре стало очевидно, что наши знания и опыт не помогут нам на этот раз».
Специалистам BOBST пришлось разработать совершенно новую систему для транспортировки листов под подготовительным модулем, каждой из четырех печатающих головок, сушкой и, наконец, системой контроля качества печати. «Если система выявляет какую-либо ошибку или дефект печати, модуль отбраковки выбрасывает лист», — говорит г-н Корти.
Для новой машины компания также разработала новый модуль загрузки и новый самонаклад. Кроме того, в сотрудничестве с BOBST Grenchen были специально разработаны система выгрузки и устройство укладки в пачки. «В ходе работы над проектом мы привлекали ресурсы из всех подразделений группы, чтобы получить оптимальное решение», — говорит г-н Милье.
Непрерывное движение
Как и любое цифровое решение, новая машина BOBST требует серьезного внимания на «входе», а именно к процессу допечатной подготовки. «У многих производителей упаковки допечатной подготовкой и дизайном обычно занимались сторонние фирмы, — поясняет г-н Бовин. — Но при переходе на цифровые технологии эту часть процесса необходимо перенести на свое предприятие. Для надлежащей подготовки PDF-файлов перед их растеризацией вы должны располагать квалифицированным персоналом и организовать рабочий процесс. Также нужно понимать, что калькуляция себестоимости тиража в случае цифровой печати выполняется по-другому. Вам не нужно беспокоиться о печатных формах, но стоимость красок для цифровой печати выше, чем для флексопечати, поэтому придется научиться правильно рассчитывать издержки».
«При калькуляции себестоимости существует определенная точка перелома, —замечает г-н Корти. — Не каждый тираж имеет смысл печатать на цифровой машине, поэтому необходимо выработать модель калькуляции затрат, по которой можно будет определить оптимальный способ печати для данного тиража, — возможно, традиционная аналоговая печать окажется более экономичным вариантом для заказчика. Наша задача — помочь производителям упаковки разобраться в этих тонкостях и сопровождать их на начальных этапах внедрения цифрового процесса в бизнес-модель, которая всегда была аналоговой».
Однако необходимо обеспечить движение не только данных, но и запечатанных листов. По замыслу разработчиков, эта машина с ее показателем максимальной запечатываемой площади 2.1 x 1.3 м должна работать в связке с плосковысекальным прессом BOBST MASTERCUT 2.1. «Наше цифровое решение представляет собой единый комплекс, практически производственную линию, — поясняет г-н Милье. — Она начинается с устройства переворачивания стопы первого этапа, с модулем загрузки и самонакладом, затем следует печатная машина и выклад, которые замыкает отделочное оборудование. Из-за высокой скорости работы ЦПМ (цифровой печатной машиной) идеальным вариантом будет разместить рядом с ней два высекальных пресса MASTERCUT 2.1 для дальнейшей обработки сходящих с нее листов».
Как уже упоминалось, машина может работать со скоростью 200 м./мин., — отсюда и потребность в двух плосковысекальных прессах. «При этой производительности ЦПМ, примерно соответствующей нашей линейке Masterflex, в чем смысл печатать с такой скоростью, если высекальный пресс может пропускать через себя только 7000 листов в час, причем при каждой смене тиража на нем нужно менять штампы? — поясняет г-н Корти. — Два высекальных пресса дают вам возможность настраиваться на новый тираж, пока на втором прессе обрабатывается текущий».
Цвет — двигатель продаж
О том, что цвет в некотором роде является двигателем продаж, давно знают все представители упаковочной отрасли. Однако далеко не все владельцы брендов знают о доступности цифровой печати на промышленном уровне и о том, какие возможности она открывает, если говорить о версионной и персонализированной печати. Здесь, однако, возникает небольшая дилемма: цифровая печать работает только с палитрой CMYK. «Наше решение от Kodak позволяет печатать в четырехцветной схеме CMYK, — говорит г-н Бовин. — С помощью довольно сложного программного обеспечения мы можем предложить хорошую имитацию Pantone с широким спектром цветов. Однако плашечные цвета мы печатать не можем».
«В процессе разработки этой машины у нас были интересные дискуссии с многими владельцами брендов, — продолжает г-н Милье. — Становится очевидно, что владельцам брендов нравятся такие достоинства цифровой печати, как возможность печати коротких тиражей, вывода новой продукции на рынок в сжатые сроки, а также возможность видоизменения продукции с учетом региональных особенностей. Но в то же время они начинают понимать, что цифровой печати свойственны некоторые ограничения, и некоторые владельцы брендов в определенных обстоятельствах теперь менее придирчивы к своим фирменным цветам. Но пока мы находимся в самом начале пути, и повторю еще раз: нам необходимо тесно сотрудничать с заказчиками, чтобы технология цифровой печати продолжала развиваться».
Поворотный момент
«Первые бета-машины испытываются в достаточно жестких условиях, — говорит г-н Бовин. — Мы получили от Model и Schumacher очень полезные данные, а это означает, что окончательное конструктивное решение машины не за горами. Исходя из знаний, полученных нами в результате собственных исследований, и на основании данных упомянутых выше первопроходцев, мы наблюдаем настоящую смену парадигмы. Это рассвет новой эры для упаковки из гофрокартона, с качественно новым способом ее производства. Он ни в коей мере не заменяет флексопечать; это просто новый инструмент, с помощью которого мы сможем по-новому повысить эффективность бизнеса, давая производителям упаковки возможность укрепить отношения со своими клиентами».
«Печать небольших тиражей, версификация и ускоренный вывод продукции на рынок несомненно создадут определенные проблемы для логистических цепочек, — делает вывод г-н Милье. — Однако отрасли нужно учиться адаптироваться — эта технология даст владельцам брендов возможность выводить новые продукты на рынок гораздо быстрее, а поскольку упаковка — это последнее слово производителя, которое эффективно формирует образ продукции, упаковочная отрасль обязательно сможет извлечь выгоду из внедрения технологий, пробуждающих интерес потребителя к товару».
Опубликовано с разрешения журнала «International Paperboard Industry» и автора Даниеля Брантона