«Зеленый» бизнес Украине пока в новинку, но это не значит, что в нашей стране нет предпринимателей, которые соединили бы зарабатывание денег с развитием экотехнологий. Например, компания Lion Recycling, которая занимается производством полимерного вторсырья.
Lion Recycling начала свой путь в бизнесе с производства стройматериалов, а в 2005 г. с подорожанием нефти и, как следствие, такого сырья, как полиэтилен и полипропилен, занялась поиском более дешевой альтернативы.
«Во время одного из мозговых штурмов нам пришла в голову идея использовать вторсырье, – говорит Вадим Мороз, основатель компании Lion Recycling. – Мы связались с десятком украинских компаний, которые работают на этом поприще, получили образцы и ценовые предложения, но столкнулись с тем, что никто из поставщиков не мог обеспечить нужного качества, не собирался брать на себя ответственность за стабильность качества и постоянство объемов. Мы поняли, что не можем работать с этими компаниями и приняли решение построить такое производство самостоятельно».
Сначала компания на постоянной основе перерабатывала вторичную пластмассу для обеспечения производства своей продукции качественным сырьем на мощностях партнеров. Однако, дело пошло настолько успешно, а конкуренция на рынке была настолько низкой, что вскоре Lion Recycling начала продавать производимое сырье другим предприятиям.
«Мы создали отдельное предприятие для переработки пластика. Оно начало работать не только на удовлетворение наших потребностей, но и на покрытие внешнего рынка. Мы смогли поддерживать на должном уровне объемы производства, качество и стоимость продукции, и для украинского рынка это оказалось чем–то из ряда вон выходящим», – говорит Вадим Мороз.
Чтобы лучше понять, на какой рынок принял решение выходить собственник компании, нужно посмотреть на цифры по самому рынку. К сожалению, профильная Комиссия, которая занимается в Украине вопросами, связанными с отходами за месяц так и не смогла дать ответ о количестве собранных отходов и предприятий, которые занимаются в Украине их переработкой и предложила добиваться от нее ответа через суд.
Однако, согласно данным Госстата за 2014 г., из собранных 343,5 млн т отходов, на переработку отправилось всего 197 тыс. т. В Lion Recycling, описывая состояние рынка, подчеркнули, что сейчас на нем около 350 производителей. В основном различия в качестве производимого сырья и в приоритете выпуска продукции. Спрос–предложение регулируется в зависимости от состояния рынка в целом и сезонности. Также большое влияние оказывает цена на первичную полимерную гранулу.
При этом, если говорить о лидерах, то крупных игроков всего 12, где предприятие Вадима Мороза находится в авангарде рынка с долей в 8%. Дальше – по спадающей: еще пять компаний в прошлом году заняли по 7% и шести компаниям досталось по 6% рынка. Оставшиеся компании – некрупные игроки и делят между собой 21% рынка. Это тот случай, когда слова излишни. Цифры говорят сами за себя. На сегодня Lion Recycling Ukraine – лидер на рынке вторичного сырья. Секрет стремительного роста и удержание таких серьёзных позиций прост. В команде Вадима Мороза работают люди, которые любят то, что они делают. Стабильное качество, оперативность и надежность поставок, полное соблюдение договоренностей – приоритеты в работе, которых придерживаются все сотрудники компании.
Но таких успехов удается достичь, к сожалению, немногим. В связи с этим неудивительно, что Вадим Мороз называет этот рынок в Украине не развитым. Спрос на продукцию компании оставался высоким вплоть до 2014 г., так как она на порядок дешевле первичного сырья.
Как объясняет Вадим Мороз, если компания потребляет 100 т материала в месяц, одна тонна первичного сырья, будет стоить 40 тыс. грн. Вторичное сырье при этом будет стоить на уровне 27 тысяч гривен. «Грубо говоря, ты экономишь 13 тыс. грн на каждой тонне. Для среднего производства 100 т это немного, и среднее предприятие может сэкономить до 1,3 млн грн в месяц только на сырье. Это при том, что по качеству оно не уступает первичному, так как наша компания сотрудничает с исследовательскими институтами, работая над повышением качества продукции», – поясняет Вадим Мороз.
Все затормозилось в 2014 г. С наступлением кризиса многие клиенты компании «затаились» и остановили развитие производства. Более того, многие партнеры продали свои предприятия и выехали в США и Европу. Потому сейчас компания делает акцент на отношения с существующими клиентами, с которыми работает уже на протяжении многих лет.
Кроме того, на компанию оказала влияние потеря Украинским государством восточных территорий. Головной офис находится в Днепропетровске, неудивительно, что на восточные регионы и Крым был значительный упор. «Крым был для нас стратегическим регионом. После наплыва туристов на полуострове оставалось много материала, который вывозила наша компания. Мы могли за год вывезти более тысячи тонн. Многие из крымских поставщиков до сих пор не нашли нам альтернативы», – отмечает Вадим Мороз.
На восточные регионы и Крым приходилось 30% всего бизнеса компании. Для того, чтобы компенсировать потери, пришлось оперативно перестраиваться. Компания поменяла географию продаж, нарастив присутствие в других регионах. Был сделан больший акцент на базу клиентов и поставщиков, на развитие отношений с существующими клиентами, увеличена клиентская база за счет новых клиентов. Своевременная гибкость и динамика в работе компании позволили не просто не уменьшить, а и увеличить объем переработки в прошлом году в два раза. По итогу 2014 г. компания выполнила план на 185%.
В этом году общая ситуация по рынку значительно ухудшилась из-за стремительного подешевения нефти. Следом за нефтью дешевеет первичное сырье, что отражается и на ценах на вторичное сырье. «Рынок лихорадит непредсказуемо, – задумываясь, комментирует положение дел Вадим Мороз. – Когда только прошли слухи, что нефть будет дешеветь, клиенты затаились и решили выждать, пока не снизятся цены и на нашу продукцию».
Вопрос в том, что поставщики сырья для переработки не собираются так быстро понижать цены, и тянут до момента, когда у них просто перестанут закупать материал, соответственно, цены на вторсырье опускаться не спешат.
Однако, идея, которая заложена в основу этого бизнеса – «необходимо безостановочно развиваться в любые времена», позволяет, не смотря на сложную ситуацию с клиентами, планировать и реализовывать наращивание мощностей, закупку нового оборудования для расширения производства и улучшения качества продукции, чтобы максимально приблизить его к первичному уже в этом году. «Мы поставили себе на 2015 г. задачу переработать более 4 тыс. т полимерных отходов. Сейчас переработано более 2,5 тыс. т», – рассказывает Вадим Мороз о подробностях планирования бизнеса компании.
И это только начало. По словам собственника, они решили позаимствовать японскую практику и «загадать» на 80 лет вперед. «Наш план – это наш якорь, опора в бушующем море, и именно это помогает нам не терять духа и знать, куда двигаться дальше в кризисе», – поясняет такую непривычную для Украины практику Вадим Мороз.
Смелым и интересным является решение выбрать движение компании в сторону европейских рынков. Хотя собственник и не уточняет, какие страны компания рассматривает для выхода в первую очередь, однако, обещает, что экспансия состоится в ближайший год.