Статті


Наталья Бевза, заместитель генерального директора по качеству ООО "Итак"



Круассаны – популярная товарная группа в категории мучных кондитерских изделий. Рост потребления круассанов на внутреннем рынке и увеличение объемов экспорта украинских компаний заостряют вопросы выбора правильной упаковки. Компания «Итак» применяет комплексный подход в вопросах разработки упаковочных решений, которые помогут клиентам достичь своих стратегических целей

В условиях многозадачности

Современная потребительская упаковка для круассанов и подобных мучных кондитерских изделий должна успешно решать одновременно несколько задач. Такие задачи входят  в группы, объединенные ключевой целью. 
Первая группа задач вытекает из прямого назначения упаковки – защита продукта от неблагоприятных факторов окружающей среды и механических повреждений в ходе транспортировки и хранения. Вторую группу составляют задачи продления сроков годности продукта. В третью группу включаются задачи продвижения продукта и торговых марок, а также повышение объемов продаж. 
Приоритеты в каждой группе задач смещаются под действием трендов и требований рынка. «Например, тенденция «экологичности»  сформировала «акценты» в заказах многих наших клиентов на оформление гибкой упаковки для круассанов с матовым эффектом, с touch-эффектом, – отмечает Наталья Бевза, заместитель генерального директора по качеству ООО «Итак». – Такие эффекты позволяют пластиковым материалам имитировать тактильные ощущения и визуальное восприятие как от контакта с тканевыми или бумажными материалами. Новые лаки и краски позволяют создать такие эффекты. В цветовой палитре, которая выбирается в сочетании с матовыми лаками, предпочтения отдаются приглушенным пастельным тонам». 

Вопросы сроков годности

Необходимость продлевать сроки хранения круассанов базируется на вопросах и задачах выходить на внешние рынки сбыта и удовлетворять требованиям поставок транснациональных сетей реализации. Достигается это увеличением барьерности упаковочных материалов. 
В структуре самих материалов в последние годы лидирующие позиции в спросе занимают металлизированные пленки. Такие пленки хорошо справляются с задачами барьерности для круассанов и печенья, обеспечивая требуемые сроки годности продукта при сохранении его качества и пищевой безопасности. 
«Особенно это направление достаточной барьерности важно для производственных компаний, развивающих экспортное направление, когда рассматриваются сроки годности до 1 года, – подчеркивает Наталья Бевза. – Но сегодня реальны решения, увеличивающие сроки годности больше года. Наша компания получила такие результаты в лабораторных условиях. Но пока на практике в группе круассанов и печенья такие задачи клиентами не ставились». 

Оптимальный тип упаковки

Выбор типа упаковки основывается на форме фасуемых круассанов. Так, если речь идет о штучном продукте, то оптимальным типом гибкой упаковки рынком выбран флоу-пак. Для мелкоштучных круассанов чаще всего используются пакеты стабило. Это форма стоячих пакетов в различных вариантах: удобные конструкции швов пакета, с опцией многократного перезакрывания пакета, легкого открывания пакета по шву. 
«У нас есть пленки с peel-эффектом для этой опции, а также снабжение пакетов зип-замком. Что касается технологии многократного перезакрывания упаковки другими способами, то пока спрос на нее на рынке недостаточно велик для оправданности вложений в дополнительное оборудование, – объясняет Наталья Бевза. – На сегодня самые распространенные решения для упакованных круассанов – это использование пакетов стабило под запайку или с зип-замком. 
Сама конструкция пакета должна исключить деформирование деликатного продукта. Стоячий пакет решает сразу несколько задач: предотвращает сминание на полках (поскольку нет необходимости штабелировать пакеты), обеспечивает привлекательную и аккуратную выкладку, демонстрирует привлекательность продукта конечному покупателю».

Соответствие законодательным нормам

Компания ООО «Итак», как производитель упаковки, часто помогает клиентам выбрать такое упаковочное решение, которое будет соответствовать законодательным нормам определенной страны, куда планируется экспорт упакованного продукта. Новые дополнения к директивам по пищевой и экологической безопасности вносятся постоянно. 
«Мы тщательно отслеживаем новые нормы и анализируем их применение к упаковке, – обращает внимание Наталья Бевза. – Эти нормы не только расширяются в сфере применения, но и постоянно ужесточаются по требованиям к составу, хранению, реализационным характеристикам и утилизации, маркировке. 
При этом правилами маркировки регламентируются не только состав и другая информация о продукте, но также информация об используемой упаковке. Поэтому мы постоянно помогаем клиентам понять эту информацию и правильно отобразить ее при маркировке в соответствии не только с международными требованиями, но и с требованиями национальными. 
Например, многие страны не пускают на свой рынок упаковку со сложно утилизируемыми компонентами. Небольшую долю исключений составляют компоненты, без которых невозможно на сегодня изготовить полноценно функциональную упаковку для определенных продуктов». 
Такие тонкости далеко не всегда известны производителям мучных кондитерских изделий. Поэтому анализ выбора упаковки для экспорта продукта на определенный рынок берет на себя производитель упаковки.   

Материалы новых структур

Разработки в области создания новых структур гибких упаковочных материалов стимулируются несколькими причинами: 
рынок требует новых решений, более экономически целесообразных, чем существующие материалы; 
под действием тренда экологической безопасности активно развивается направление моноструктур упаковочных материалов. Это направление подразумевает, что все компоненты упаковочного материала, например металлизация, эффекты декорирования и прочее, будут одного класса полимеров. Это необходимо для задач легкой и быстрой перерабатываемости многокомпонентных пленок, например ламинатов.
«В тесном контакте с производителями материалов наша компания запустила несколько проектов по созданию упаковки из мономатериалов. Сегодня уже есть ряд предложений, которые мы тестируем на предмет соответствия данных материалов заявленным функциональным свойствам. 
По завершению этапа тестирования мы приступим к производству опытных образцов упаковки. Затем начнется многоуровневый процесс лабораторного тестирования и, также, в условиях реального производства. Только после этого мы сможем говорить о фиксированных сроках хранения продукта в новой упаковке и делать выводы о необходимых улучшениях», – рассказывает о ближайших планах Наталья Бевза.

Цель обуславливает средства  

Хорошо для развития рынка, если упаковочный материал нового поколения экономически более выгоден, чем материалы традиционных структур. Это весомый аргумент при внедрении и расширении применения новых материалов. 
До недавнего времени большинство новых материалов предлагались заказчикам упаковки с определенным удорожанием. Когда ставится вопрос экономической целесообразности, важно понимание заказчика необходимости перехода на новые материалы. 
«Например, насколько для него важен увеличенный срок хранения, скажем, с 9 до 11 месяцев. Есть заказчики, которые имеют четко определенные цели, например – выход на рынки Азии. Такая цель потребует сроков хранения не меньше года, – анализирует ситуацию Наталья Бевза. – Для таких заказчиков решение нашей компании разрабатывается в нескольких вариантах, из которых потом выбирается оптимальное по соотношению функциональности и цены. Даже если выбранное решение будет дороже ранее используемого, то заказчик изначально к этому готов, поскольку понимает, что только такое решение даст ему возможность достичь стратегических целей».