Статті журналу


Инновации в сегменте упаковки для молочной продукции



Тенденции рынка потребления молочной продукции стимулируют и новые разработки соответствующей упаковки. Инновационные решения направлены на повышение функций защиты качества продукта, удобства упаковки и ее привлекательности в местах продаж.


ЕВРОПЕЙСКИЙ ТРЕНД
Как заметил Владимир Стипахно, заместитель директора «Интерагропак» (группа Paccor), сегодня в Западной Европе становится популярным производство стаканов для молочной продукции из полимеров, которые поддаются компостированию (Compostable). Это биоразлагаемые полимеры нового поколения, поддающиеся биохимическому распаду. Изделие создается из возобновляемого сырья, такого как: крахмал (кукуруза, картофель, тапиока и т.д.), целлюлоза, протеин сои, а также молочная кислота.
На сегодняшний день группа Paccor производит упаковку для молочной промышленности из сырья на основе кукурузы (PLA). Однако спрос на такую тару на украинском рынке появится не скоро: ее стоимость значительно выше, чем обычного полипропиленового или полистирольного стакана. Поэтому упаковка из биоразлагаемых полимеров может заинтересовать гигантов молочной отрасли, позиционирующих молочные продукты в премиальном ценовом сегменте.

 


Развитием рынка потребления молочных продуктов движут изменения потребительских предпочтений. Следствием действия этой тенденции являются растущее ассортиментное разнообразие продуктов и регулярное выведение новинок. Такие процессы в полной мере охватывают и сектор потребительской упаковки. На мировом рынке сохраняется рост потребления упаковки молокоперерабатывающей промышленностью. Положительные темпы сохранятся и в ближайшем будущем. Например, по прогнозам Market Research емкость мирового рынка упаковки для молочных продуктов в денежном выражении к 2015 г. должна составить $22,5 млрд. Среднегодовые темпы роста (CAGR) за период 2007-2015 гг. – 3%.

Внимание – на рынок

Разработка и производство упаковочных решений для молочной продукции – это сложный процесс, требующий грамотного совмещения научного и коммерческого подходов от производителей упаковочных материалов, средств упаковывания и готовой упаковки. Ведь каждый отдельно взятый продукт на основе молока отличается своей спецификой, что и объясняет индивидуальные подходы в создании для него упаковки. Но есть группа факторов, которые являются общими для всей товарной категории. Эти факторы и стимулируют развитие рынка упаковки для молочных продуктов:
• сохранение качества продукта и пищевой безопасности. Защита упакованного продукта имеет два направления: предотвращение негативного влияния факторов внешней среды и предотвращение потери продуктом качества и безопасности по вине упаковки;
• продление сроков хранения молочного продукта;
• повышение внешней привлекательности продукта;
• надлежащее информирование конечного потребителя/покупателя;
• удобство потребления продукта с учетом различных ситуаций;
• легкость утилизации и вторичной переработки;
• защита от подделок и гарантия первого открывания;
• удовлетворение требований мерчандайзинга торговой организации.
Каждый из указанных факторов ложится в основу отдельных направлений в разработках инновационных решений потребительской упаковки.

С первого взгляда
Брендирование потребительской упаковки – это одно из ключевых требований современного рынка молочных продуктов. Как составная часть маркетинга, брендирование является важным средством повышения продаж пищевого товара.
В условиях плотной конкуренции производители молочных продуктов все более активно борются за внимание покупателей, стремясь заинтересовать их в местах продаж. Особенно пристальное внимание маркетологи пищевых предприятий уделяют упаковке для новинок. Ведь чтобы обеспечить регулярность покупок, необходимо побудить покупателя приобрести продукт хотя бы раз. В дальнейшем – стабильное качество и узнаваемость торговой марки «воспитают» потребительскую лояльность.
Красочный дизайн и дополнительные опции для удобства потребления – это главные составляющие успешной дифференциации торговой марки на полках магазинов. Поэтому производители молочного продукта, выбирая упаковку, делают акценты на особенностях формы и конструкции изделия, способах печати и декорирования, типах этикеток и конструкции укупорочных средств.
В качестве примера коммерческого успеха упаковочного решения можно привести технологию комбинирования в одном типе упаковки нескольких материалов. В частности – жесткая полимерная емкость и картон. Эта технология известна на европейском рынке под разными названиями, например К3 (Greiner Packaging GmbH) или Duo Smart (группа Paccor). В этом случае емкости для молочных продуктов (преимущественно стаканы) оборачиваются картонной упаковкой, что позволяет: нанести высококачественную печать, расширить площадь для дополнительной рекламной и полезной информации, улучшить тактильные ощущения при контакте с упаковкой, моделировать разнообразные формы (например, игрушки, праздничные символы и т.д.).

Шаг навстречу
Конечно, должное внимание производители уделяют инновациям форматов упаковки, уже привычных для потребителей. Даже если не стоит задача радикально менять тип упаковки для определенного продукта, то все же придать ей дополнительную ценность – это уже сделать шаг навстречу требованиям потребителей. Например, добавить одноразовую ложку, изменить укупорочное средство, оптимизировать размещение символьной и текстовой информации и многое другое.
Со стороны производителя такие шаги позволяют продемонстрировать потребителю постоянную заботу о его комфорте потребления. Это очень важный момент маркетинговой политики, поскольку он положительно влияет на доверительное отношение к торговой марке продукта и к производителю в целом. В конечном же счете, доверие потребителя – это прибыль производителя.

Ольга Бут