Статті журналу


Упаковка в эпоху цифровой трансформации



Цифровые технологии развиваются экспоненциально. Они стремительно охватывают мир и входят в жизнь каждого человека. Бизнес в сфере упаковки не только сам претерпевает цифровую трансформацию, но и должен эту трансформацию использовать для собственного развития. Упаковка должна быстро адаптироваться к эволюционным и революционным изменениям в цифровом мире

Ближайшее будущее печати

Цифровая печать для упаковки – один из сегментов рынка цифровых технологий. И этот сегмент стремительно меняется и совершенствуется ежегодно. Так, анализируя будущее цифровой печати для упаковки до 2020 г., компания Smithers Pira прогнозирует, что этот сегмент в среднем вырастет на 13,6%. При этом совокупный среднегодовой темп роста мирового рынка цифровой печати для упаковки составит 16,2%. В ближайшем будущем, в 2018 г., емкость сегмента цифровой печати вырастет больше чем в два раза по сравнению с 2013 г. – с $6,6 млрд до $14,4 млрд.

Если еще в 2015 г. доля сегмента этикетки от всех объемов цифровой печати составляла 93,5%, а от совокупной стоимости – 80,5%, то этот показатель уже существенно изменился в пользу сегментов упаковочных материалов. Активное развитие сектора цифровых печатных машин и выведение на рынок оборудования для печати на картонных, полимерных, металлических материалах будут способствовать росту долей этих упаковочных материалов. Аналитики компании IDC прогнозируют, что в ближайшие годы рынок устройств цифровой печати этикеток и упаковки будет расти в среднем на 8,7% в год и к 2019 г. достигнет объема в $507,5 млн. Увеличиваться будут продажи как электрографических, так и струйных устройств.

Однако вполне возможно, что и показатели динамики, и показатели емкости рынка цифровой печати для упаковки изменятся в сторону увеличения. Ведь постоянные инновации цифровых технологий быстро находят воплощение в технических приложениях, которые предлагаются рынку ведущими компаниями. Также специалисты компании IDC подчеркивают, что сегмент печати этикеток и упаковки не страдает от проблем, свойственных сегменту традиционной печати. Распространение электронного документооборота и мобильных технологий не влияет на спрос на этикетки и упаковку для товаров. Более того, производители все чаще применяют методы обработки больших объемов данных, поэтому им требуются технологии оперативной печати.

Тренд масштабных и быстрых изменений

Экспоненциальное развитие цифровых технологий подрывает устои современной экономики, которая уже вошла в стадию цифровой трансформации. Доминирование цифровой экономики сегодня не может быть исчислено только в денежном выражении. Это не оптимальный критерий, так как степень влияния цифровых технологий на жизнь каждого человека и общества в целом настолько стремительно растет, что для понимания уровня этого влияния требуются новые оценки. Чтобы выработать эти оценки нужно время, как нужно оно и для адаптации всей мировой экономики в эпоху революционных изменений, которые происходят под влиянием «цифры». По данным Массачусетского технологического института 92% компаний в США осознают влияние на их бизнес информационных и цифровых технологий. Но чтобы успевать за скоростью изменений, недостаточно просто понимать их неизбежность, необходимо выработать стратегии развития, оптимальные в новых условиях. Поэтому перед мировой упаковочной отраслью стоит проблемный вопрос: насколько быстро она сможет трансформироваться, чтобы войти в цифровую эру.

Ключевые направления

Сегодня цифровую трансформацию можно представить в трех глобальных направлениях:

• Интернет вещей (Internet of Things – IoT). Эта концепция вычислительной сети предметов (вещей) формируется посредством взаимодействия средств автоматической идентификации: RFID, штрихкоды, Data Matrix, QR-коды. С помощью этих средств предметы взаимодействуют между собой и с окружающим миром, объединяясь в массивы с помощью сети интернет. Умная, или интеллектуальная, или смарт (от англ. smart) упаковка может «работать» в интернете вещей с помощью платформ облачных вычислений. Это очень перспективное направление для маркетинга. И владельцы брендов уже это понимают. Так, по данным исследований компании Smithers Pira мировой рынок упаковки IoT будет расти с ошеломляющими темпами 18% в год и до 2021 г. Достигнет емкости $2,2 млрд. О скорости прогресса в секторе IoT говорят ожидания специалистов Университета сингулярности (Singularity University, США), которые прогнозируют, что к 2020 г. в сеть будет подключено 50 млрд девайсов, а к 2027 г. количество подключенных устройств составит триллион. Такие темпы обеспечат преимущества новой технологии для получения дополнительных потребительских ценностей, что повысит лояльность к брендам. Например, упаковка сможет сигнализировать об окончании сроков годности продукта, обеспечить информацию о прослеживаемости, предоставить всевозможные бонусы при покупке определенного бренда.

• Программирование абсолютно всех процессов. А именно: любой процесс – это программа, или веб-сайт или веб-приложение. То есть программа управляет работой, например, упаковочной техники, и эта работа, каждый ее этап, видны в реальном времени. Программирование всех процессов позволит обрабатывать огромные массивы данных, поступающих с каждой единицы техники, что делает процессы упаковывания контролируемыми по большому ряду параметров качества, безопасности.

• Когнитивные технологии, когнитивные решения, которые работают с помощью искусственных нейронных сетей на основе анализа больших данных и математических алгоритмов.

Такие технологии известны под названием «искусственный интеллект». Эта технология развивается настолько стремительно, что прогресс, который происходит с ее помощью, измеряется всего месяцами. Это происходит потому, что технологии на основе искусственных нейронных сетей не программируются в привычном смысле, а обучаются. А значит, они работают по совершенно иному принципу, чем те программы, которые более 30 лет доминируют на рынке. Новые самообучающиеся программы могут оперативно обработать и извлечь значимую информацию из огромного количества структурированных и неструктурированных данных, включая аудио- и фотоматериалы. Поэтому когнитивные решения способны делать прогнозы развития событий и на их основе вырабатывают практические рекомендации. В сфере креативных решений «искусственный интеллект» только начинает себя пробовать, но уже демонстрирует впечатляющие результаты. В ближайшем будущем эти технологии войдут и в сектор дизайна упаковки. Например, программе можно задать минимум параметров, как то: упаковочный материал, габариты упаковки, цветовая палитра, а программа сама проанализирует, скомбинирует и предложит на выбор ряд дизайнов.

• Дополненная реальность. С этой технологией упаковочные компании развитых рынков и крупные владельцы брендов уже знакомы и многие ее используют для создания упаковки с дополнительными потребительскими ценностями. Например, при помощи смартфона упаковка для детских товаров «превращается» в пространство компьютерной игры. Так что дополненная реальность – это тренд ближайших 2-3 лет, по мнению специалистов Университета сингулярности.

Условия для преимуществ

В контексте цифровой трансформации мира компаниям сферы упаковки необходимо разработать стратегические направления, которые обеспечат бизнесам рыночные преимущества.

Среди таких направлений специалисты компании Konica Minolta в Украине советуют обратить внимание на следующие.

• Создание новых клиентоориентированных и персонализированных продуктов. Программирование процессов и обработка аналитических данных направлены на предложение продукта, адресованного конкретному покупателю. Такое решение должно быть выработано на основе индивидуальных покупательских особенностей.

• Полный контроль над отношениями с клиентами. Это та сила, которая будет обеспечивать компании первое место в отношениях с клиентами, так как компания будет хорошо знать и понимать потребности клиента. На рынке – это преимущество номер один.

• Затрудненный вход для конкурентов. Такой барьер можно обеспечить, так как цифровые алгоритмы превосходства не так просто разработать. Поэтому правильно реализованные интеллектуальные разработки создают существенные пороги входа на рынок.

Также крайне важно – это быстрое выведение инноваций. Современный покупатель хочет получить продукт тогда, когда в нем есть потребность, а не тогда, когда разработчик продукта сможет его предложить. Поэтому сегодня клиентами упаковочных компаний ценится способность поставщиков упаковочных решений быстро адаптироваться к стремительным изменениям эпохи цифровой трансформации.