Мир упаковки > Интервью с генеральным секретарем ЕRA, Джеймсом Сивером

Интервью с генеральным секретарем ЕRA, Джеймсом Сивером

 

3-4 ноября в Киеве пройдет конференция Европейской ассоциации глубокой печати (European Rotogravure Association, ЕRA). Накануне для подготовки этой встречи профессионалов в столицу Украины прибыл генеральный секретарь Ассоциации Джеймс Сивер, который рассказал о тенденциях развития рынка ротопечати в Европе

Господин Сивер, каковы сегодня европейские тенденции в области печати на гибких упаковочных материалах?

Джеймс Сивер: Сейчас рынок в Европе стабильный. Более того, по нашим прогнозам, в текущем году он может вырасти на 5%, а это очень хороший показатель. В Восточной Европе рост может быть еще выше. Что же касается Украины, то, учитывая большой сельскохозяйственный потенциал вашей страны, можно констатировать – возможности для развития рынка гибкой упаковки для продуктов питания здесь просто огромны.

Как вы оцениваете долю рынка глубокой печати в странах Европы? Какие есть отличия от Турции до Германии?

Д.С.: Хорошо, что вы упомянули Турцию. Рынок глубокой печати за последние 10 лет в этой стране развивается очень динамично. Прежде всего, это связано с ростом населения, а также большой долей молодежи. На сегодняшний день рынок глубокой печати в Турции составляет 70%, а флексопечати – 30%. Если говорить об остальных странах Восточной Европы, то соотношение будет 50х50%.

Некоторые эксперты, в связи с развитием технологий HD-Flexo, заявляли, что сегмент флексопечати будет увеличиваться. Оправдываются ли такие прогнозы?

Д.С.: Действительно, в связи с усовершенствованием технологии флексопечати на гибкой упаковке и появлением новых решений в области препринта, специалисты прогнозировали, что у данного направления будет больше возможностей для развития. Однако с ростом качества допечатного процесса во флексопечати растет и его стоимость. Поэтому флексо- и ротопечать, по такому показателю, как себестоимость, уравновешиваются. В итоге соотношение методов печати на европейском рынке остается прежним – 50х50%.

Интересно, что производители оборудования для глубокой печати за последний год продемонстрировали самый высокий объем продаж.

В целом в Европе, включая Турцию, про- изведено 933 машины. При этом в Украине инсталлировано 23 машины, что сравнимо с потенциалом Бельгии. Самыми большими мощностями – шесть машин – обладает компания «Укрпластик»; две линии установлены на заводе «Блиц-Пак». В целом в Украине восемь заводов, которые освоили технологию глубокой печати.

Хочется остановиться на заводе «Континент» из Днепра, который из-за конфликта на востоке Украины потерял порядка 90% своих мощностей. Тем не менее, компания не прекратила свою деятельность, сосредоточив усилия на производстве цилиндров.

Возвращаясь к глубокой печати на гибкой упаковке, хотелось бы уточнить: каковы сейчас оптимальные тиражи? Ранее, в 2007 г. вы озвучили цифру в 5 тыс. погонных метров…

Д.С.: Ситуация кардинально не поменялась. Но наблюдается тенденция к уменьшению тиражей, поскольку владельцы брендов очень часто меняют дизайн упаковки, адаптируя его под те или иные события (например, под чемпионат Европы по футболу или Олимпийские игры), а затем снова возвращаются к базовому изображению, но опять же в обновленном варианте. В связи с этим тиражи становятся немного меньше.

Появились ли новые технологии для печати коротких тиражей?

Д.С.: Революционных разработок в технологии глубокой печати за последние годы не наблюдалось. В то же время производители оборудования своевременно реагируют на тенденцию сокращения тиражей. Все чаще производители предлагают такие машины, которые позволяют печатать малые партии высококачественной упаковки, стоимость которой весьма конкурентна. В частности, на нашей конференции в Киеве запланировано выступление, в котором будет рассказано о новой разработке – машине глубокой печати для ультракоротких тиражей.

В последнее время широкое распространение получила цифровая печать. Какое влияние она будет оказывать на распределение рынка?

Д.С.: Действительно, в последнее время цифровая печать развивается очень динамично. Но я не думаю, что она сможет составить конкуренцию глубокой и флексопечати. Это связано с некоторыми существенными ограничениями, которые она имеет.

Цифровая печать в основном используется для бумаги и ограниченно используется для печати на пленке, которая является основным материалом для гибкой упаковки. Цифровые технологии применяют также для изготовления декоративных покрытий пола или мебели.

Кстати, на конференции будет очень интересная презентация Кристофа Босбаха из компании Rotodecor (Германия) о гибридной печати. Это комбинация цифровой и глубокой печати.

Каковы перспективы метода глубокой печати для изготовления картонной и бумажной упаковки?

Д.С.: Что касается глубокой печати на бумажной упаковке, то здесь помимо флексопечати используется и офсетная печать, а поскольку картон, с точки зрения печатных свойств, аналогичен бумаге, то и здесь этот метод вполне применим.

В частности, компания Tetra Pak использует офсетную печать и в незначительной степени – флексографическую. Компания Combibloc по-прежнему использует глубокую печать. Следует отметить, что Tetra Pak в последнее время утратил свои позиции именно из-за того, что молоко и соки стали больше упаковывать в пластиковую тару. Такая тенденция наблюдается по всей Европе.

В чем вы видите предпосылки для устойчивого развития метода глубокой печати? 

Д.С.: Главная предпосылка – рост благосостояния потребителей, которые готовы приобретать продукцию в красивой и качественной упаковке. Еще одна предпосылка в том, что технология глубокой печати постоянно совершенствуется, обеспечивая потребности рынка.

Сейчас, к примеру, полностью автоматизировано производство цилиндров для ротогравюрной печати – чтобы процесс допечатной подготовки можно было сделать более простым и эффективным, а главное – таким, чтобыон отвечал тенденции к снижению тиражей.

В прошлом году совместно с компанией GfK, – ведущим международным исследовательским институтом, – мы провели исследование рынка. Мы попросили владельцев брендов провести сравнение решающих критериев выбора метода печати, согласно которым они принимают решения. Главными критериями оказались тираж, цена, время полного производственного процесса и качество. Что интересно, не столь важным, по мнению самих владельцев брендов, оказался фактор влияния на окружающую среду.

Еще один вопрос, который задавали клиентам в ходе исследования: что у владельцев брендов ассоциируется с понятием «глубокая печать»? Их ответы отображали представление об этом процессе, а не реальное состояние вещей. Все они назвали «превосходную передачу цвета, высокую точность и отличное качество для печати больших тиражей». В то же время, процесс глубокой печати у них ассоциируется с высокой ценой и длительным производственным процессом.

Поэтому наша задача – проводить информационные кампании, чтобы привести восприятие клиентов ближе к реальности: чтобы они увидели, что цены, на самом деле, не «настолько высоки» и что производственный процесс от начала и до конца не «столь длителен» по сравнению с флексографической печатью. Мы уверены, что это еще одна предпосылка для роста доли глубокой печати.

В 2005 г. конференция также проходила в Киеве. На ней было отмечено, что в Украине «очень плохие дороги». Но в то же время было сказано, что есть «одна дорога», которая соответствует всем международным стандартам – от Борисполя до Киева. Такое же было тогда и состояние рынка глубокой печати в Украине. И была одна компания, которая соответствовала всем международным стандартам – это предприятие «Укрпластик». Прошло 11 лет. Как, по-вашему, изменились дороги в Украине – и насколько изменился рынок глубокой печати?

Д.С.: Что касается дорожной инфраструктуры, то здесь трудно судить, поскольку Украина большая страна. Основные магистрали, которые я видел, хороши. Конечно, у вас нет такой инфраструктуры, как в странах Западной Европы, но если взять Польшу, то там вся инфраструктура была построена при весомой поддержке Европейского Союза – и сейчас в Польше дороги отличные.

Относительно развития рынка глубокой печати в Украине, могу отметить следующее: у него очень хорошие перспективы, учитывая огромный потенциал в области сельского хозяйства, промышленность и огромные ресурсы образованного населения. Самое главное, что изменилось с 2005 г. – это мышление украинцев. Тогда они были «людьми советского типа», закрытыми, недоверчивыми. Сейчас все по-другому: молодые украинцы очень открыты и восприимчивы к новой информации.

О хороших перспективах рынка глубокой печати в вашей стране говорит и тот факт, что сегодня Ирина Мирошник, председатель правления компании «Укрпластик», президент Ассоциации гибкой упаковки Украины, является единственным представителем Восточной Европы среди членов правления ERA.

Конечно, рынок глубокой печати в Украине требует инвестиций – как международного, так и внутреннего бизнеса. Исходя из этого, наша ассоциация намерена поддерживать европейское направление развития Украины, и предстоящая конференция является свидетельством этого.

Андрей Коваленко

Беседовал Геннадий Кокин


СПРАВКА

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ – EUROPEAN ROTOGRAVURE ASSOCIATION (ЕRA)

Некоммерческая организация, основанная в 1956 г., объединяет представителей рынка глубокой печати – компании издательского и упаковочного бизнеса, производителей бумаги, красок, производителей печатного и допечатного оборудования, научно-исследовательские институты. Основная функция ЕRA – продвижение метода глубокой печати в Европе и в мире. Сегодня в составе ассоциации порядка 100 компаний.