Інтерв'ю


Чираг Шетх, менеджер по глобальному маркетингу Videojet Technologies



 

Эффективность производства напитков зависит, в том числе и от правильного выбора технологии маркирования. Чираг Шетх, менеджер по глобальному маркетингу Videojet Technologies, рассказывает о каплеструйной печати и лазерной технологии, чтобы помочь производителям напитков сделать правильный выбор и получить все преимущества для бизнеса


Наблюдаются ли в отрасли производства напитков какие-либо тенденции, влияющие на маркировку?

Чираг Шетх: Да, конечно. В качестве первой я бы назвал расширение ассортимента, то есть появление новых видов продукции вследствие изменения предпочтений потребителей, в том числе, в различных географических регионах. Производителям нужна возможность управлять таким разнообразием товаров, и простая переналадка линий оказывает влияние на процессы маркировки. Устанавливать новые линии дорого, а расширение в определенных географических регионах может быть очень сложным, поэтому часто производители используют одну линию для розлива нескольких продуктов. В настоящее время многие производители осуществляют переналадку вручную. В таких случаях правильность нанесения кодов зависит от человеческого фактора, что увеличивает вероятность ошибки. Нанесение нужной информации на продукты критически важно. Неправильная маркировка может привести к дорогостоящим отзывам продукции, которые в свою очередь наносят ущерб репутации.

Вторая тенденция – использование пакетов в качестве упаковки напитков. В настоящее время один и тот же продукт предлагается в самых различных упаковках. Например, безалкогольные напитки представлены как в разнообразных по размеру алюминиевых банках, так и в ПЭТ таре.

Кроме того, производители напитков начали использовать пластиковые пакеты типа «Дой-пак», так как они обеспечивают удобное использование продукта, особенно для потребления на ходу. Такая упаковка относительно экономична, позволяет печатать разнообразную информацию, она проста в транспортировке (в одну коробку можно поместить большое число пакетов).

В определенных сегментах отрасли – особенно в производстве соков и алкогольных напитков – они приобретают все большую популярность. Для газированных напитков они применяются намного реже, так как банки и бутылки лучше сохраняют насыщение углекислотой, однако пакеты, безусловно, завоевывают свое место на рынке.

Третья тенденция – использование натуральных и экологичных ингредиентов. Одной надписи «без консервантов» на упаковке больше недостаточно. Важно информировать потребителя о том, что продукт содержит натуральные ингредиенты. Некоторые производители пошли еще дальше и даже стали использовать экологичную упаковку. Идея о перерабатываемой упаковке хорошо воспринимается потребителями, которые все чаще задумываются о влиянии на окружающую среду. Системы маркировки должны быть гибкими и обеспечивать печать чернилами разных цветов на различных материалах, чтобы гарантировать производителям возможность реализации экологических инициатив.

Четвертая тенденция – использование кодов QR/2D для промоакций. Владельцам брендов очень важно понимать потребительское поведение, и чтобы получить эту информацию на упаковку часто наносятся сведения о промоакциях. Разнообразие упаковки означает новые требования к маркировке продукции и вторичной упаковки — если вы используете разные бутылки, вам также придется чаще выполнять переналадку. При проведении промо-программ производители должны обеспечить наличие базы данных и интеллектуального ПО, которое может на высокой скорости наносить маркировку на внутреннюю часть крышки бутылки или другие части этикетки.

Какие задачи, возникающие перед производителями напитков, можно решить с помощью маркировки?

Ч.Ш.: Помимо предоставления стандартной информации о сроке годности, маркировка помогает, во-первых, выполнить растущие требования к отслеживанию продукции.

В странах Европейского союза производители вина обязаны указывать различную информацию, вплоть до того, где был выращен виноград. Это приобретает большую важность, особенно в таких сегментах отрасли, как производство соков. Компания Nestlé, например, запустила программу, которая призвана обеспечить для потребителей возможность отслеживания продукции на всем пути – от сбора урожая до конечного потребителя. Помимо нормативных требований, существуют и самостоятельные инициативы производителей, призванные обеспечить прозрачность цепочек поставок для потребителей. Таким образом, покупатели будут знать все о происхождении ингредиентов и будут уверены в том, что приобретают только самые свежие продукты. А это очень важно для нового поколения потребителей. Производители пытаются найти способы, с помощью которых можно привлечь таких покупателей, а здоровый образ жизни имеет для них большую важность.

Во-вторых, маркировка помогает в борьбе с подделками и несанкционированными каналами сбыта. Это преимущество больше применимо к водочным изделиям и элитным напиткам. Предотвращение подделок и нелегальных каналов сбыта – вопрос, в котором маркировка может дать производителям неоценимые преимущества. Если у вас есть нужное программное обеспечение и принтер, вы можете создавать и наносить уникальные, специализированные коды на свои продукты. Передавая такую информацию своим партнерам в цепочке поставок, вы предотвращаете попадание своей продукции в несанкционированные точки розничной торговли. Кроме того, это позволит вам избежать ассоциаций бренда с продуктами низкого качества, которые продаются на «серых» рынках.   

Во многих странах алкоголь облагается акцизом. Ранее акцизные марки представляли собой обычные бумажные этикетки, но в настоящее время они включают сложные коды с возможностью отслеживания системами автоматического считывания (что упрощает аудит). 

Существует ли технология – включая чернила – от Videojet, которая лучше всего подходит для производства напитков, например, для маркировки в условиях повышенного образования конденсата?

Ч.Ш.: Поговорим о каплеструйной печати. Наш портфель включает множество решений с использованием технологий каплеструйной печати для соответствия различным требованиям клиентов – от работы на высокой скорости линии и нанесения сложных кодов до возможностей планирования технического обслуживания и влажной очистки. У нас есть решение для маркировки на высокопроизводительных линиях, которое может работать на скорости более 500 м/мин., а также принтеры для печати с высоким разрешением, которые могут наносить до трех строк буквенно-цифровой информации. Возможность влажной очистки очень важна для производителей напитков. Мы предлагаем принтеры, которые имеют защиту от влаги, что позволят сократить время обслуживания линии, так как их не требуется накрывать на время влажной уборки. Они также не требуют подачи внешнего воздуха. В некоторых случаях используются цветные чернила, например, в маркировке бутылок из темного материала, и мы предлагаем пигментные чернила для достижения высокого контраста.

Одной из проблем, с которой сталкиваются клиенты, использующие каплеструйные принтеры, является засорение печатающей головки. Засорение печатающей головки приводит к пропущенным кодам и низкому качеству печати. Наша запатентованная технология CleanFlow™ обеспечивает самоочистку печатающей головки и таким образом увеличивает время бесперебойной работы, что крайне важно для отрасли розлива напитков. Производственные линии обычно работают круглосуточно. Внеплановые простои могут сорвать производственные планы и не позволяют компенсировать потери времени. Любые способы увеличить время бесперебойной работы – это дополнительное преимущество.

У нас также есть технология Smart Cartridge™. Если чернила или растворитель закончились, вам нужно только вытащить картридж, вставить следующий, и система будет готова к работе. Таким образом, обеспечивается использование расходных материалов без грязи, без потерь и без ошибок, так как невозможно перепутать чернила с растворителем. Система просто не позволит вам вставить чернильный картридж в паз для растворителя.

Для различных применений имеются сопла различных размеров. Например, вы можете использовать сопла размером 50 мкм для печати на площади малого размера, например крышечек для бутылок.

В области лазерных технологий мы также предлагаем самые современные решения, например, наши углекислотные лазеры, которые доступны с самыми различными длинами волн. Некоторые производители, такие как поставщики бутилированной воды, не хотят из эстетических соображений наносить черные чернила на бутылки. Лазер позволяет выжечь слой материала, но при этом нужно правильно подобрать его длину волны, чтобы избежать повреждения целостности. Это особенно актуально, так как многие компании стремятся использовать легкие и тонкие материалы. Компания Videojet осознала потребность в использовании лазеров на таких сверхтонких материалах, как ПЭТ-бутылки, и нашла решение поставленной нашими клиентами задачи. Для крепкоалкогольных напитков, которые преимущественно разливаются в стеклянные бутылки, лазерные системы обеспечивают нанесение очень четкой маркировки.

Какие факторы следует учитывать при выборе между каплеструйными принтерами и лазерными системами?

Ч.Ш.: Прежде всего, необходимо определить, с каким материалом придется работать, а также то, как сочетаются различные технологии. Каплеструйные принтеры наносят на поверхность упаковки чернила, в то время как лазерные маркираторы снимают слой с этой поверхности. Поэтому очень важно учитывать используемый материал и его цвет. Даже при использовании чернил может быть важно обеспечить высокую контрастность. Если разливаются напитки в бутылки желтого, зеленого или черного цвета, черные чернила не обеспечат достаточной контрастности – для этого нужны пигментные или цветные чернила. При использовании лазерной маркировки коды будут отличаться в зависимости от выбранной длины волны. При одной длине волны изображение будет c эффектом изморози, при другой – максимально четким, а при третьей – примет черный цвет. Результат во многом зависит от материала и степени его взаимодействия с лазером. Некоторые производители используют в своих упаковочных материалах особые добавки, которые позволяют наносить с помощью лазера маркировку нужного качества и цвета.

Наконец, нужно учитывать совокупную стоимость владения (TCO). Без сомнения, лазерные системы очень дороги, но они не требуют текущих эксплуатационных издержек, которые присущи каплеструйным принтерам (чернила и растворители). Но при этом лазерные системы могут работать только с ограниченным спектром материалов, в то время как каплеструйные принтеры могут наносить маркировку практически на любой материал. При этом необходимо помнить, что для подбора оптимального решения крайне важно изготовление пробных образцов маркировки. Поэтому наши представители всегда просят заказчиков предоставить образец продукции. Предоставленный образец отправляют в лабораторию, в которой создаются условия, приближенные к условиям производственной линии. Для этого мы задаем клиентам несколько вопросов, например о скорости их линии или о расстоянии между принтером и продуктом. Лаборатория изготавливает пробные образцы маркировки на упаковке, а затем отправляет их обратно клиентам. 

Случаи производства контрафакта на рынке напитков становятся все чаще и чаще. Как маркировка может помочь справиться с этой проблемой?

Ч.Ш.: Компания Videojet применяет комплексный подход для борьбы с контрафактом.

Во-первых, это способ создания кода; во-вторых – технология, которая используется для создания такого кода, и, наконец, программное обеспечение, которое управляет всеми процессами. В основном такой подход используется в производстве крепкоалкогольных напитков и вин.

В качестве интеллектуальной маркировки мы используем код, который представляет собой набор цифр и букв, причем определенные номера и цифры специально напечатаны иначе. Например, мы можем удалить центральную точку из буквы «X». Такая маркировка используется для определения контрафактной продукции. Буква «X» должна быть напечатана без центральной точки, иначе продукция не пройдет аудит.

Также применяется видимая маркировка, которая может использоваться в сочетании с интеллектуальной маркировкой, а также скрытая маркировка с невидимым кодом, нанесенным с помощью инфракрасных или ультрафиолетовых чернил. Для обеспечения дополнительной защиты можно сочетать интеллектуальную маркировку со скрытой. Неосведомленный человек не сможет увидеть такую маркировку, но розничный поставщик считает и проверит ее. Создать контрафакт для такого продукта будет очень сложно, практически невозможно. При желании на один продукт можно наносить и скрытую, и видимую маркировку.

Чтобы управлять всеми этими процессами, необходимо программное обеспечение, которое будет отслеживать все созданные коды и сохранять их в базе данных. Мы предлагаем программный пакет, который может создавать, импортировать и предоставлять уникальные коды для отслеживания и управления жизненным циклом таких дорогих продуктов (ликероводочные изделия, вина и др.).

Какие планы на будущее у Videojet в области решений для производства напитков?

Ч.Ш.: Для нас это одна из самых привлекательных отраслей, которая способствует развитию и появлению инноваций в отрасли маркировки. Videojet стремится предоставлять решения, которые не просто наносят маркировку на упаковку, но также предоставляют дополнительные преимущества для всего производственного процесса. Мы продолжим сотрудничество с нашими клиентами, будем прислушиваться к их мнению и использовать полученные знания для максимального усовершенствования наших продуктов и услуг.