Мир упаковки > Транспортная упаковка для хлебобулочных изделий

Транспортная упаковка для хлебобулочных изделий

Полную версию статьи читайте в журнале «Мир упаковки» 6/2015

Спрос на пластиковую транспортную тару будет поддерживаться растущей активностью промышленного производства товаров широкого потребления. Самые высокие темпы коммерческого потребления пластиковой тары обеспечит рынок пищевых продуктов. В частности, сегмент хлебобулочных изделий (ХБИ) имеет хороший потенциал для роста потребления пластиковой транспортной тары

Перспективный сегмент

Среди всех типов материалов для транспортной тары сегмент изделий из пластика растет на мировом рынке быстрее всего. Такая динамика сохранится и в ближайшем будущем. Наиболее активно спрос на пластиковую транспортную тару формирует пищевой рынок, так как ее преимущества позволяют максимально эффективно удовлетворять требования пищевой безопасности, решать логистические задачи и нюансы выкладки в местах продаж пищевых товаров. Одним из перспективных сегментов для наращивания объемов потребления пластиковой тары является рынок ХБИ. В этом сегменте потребление пластиковой тары имеет характерные особенности:

  высокие требования пищевой безопасности, особенно в тех случаях, когда ХБИ не имеют первичной упаковки и расфасовываются сразу в транспортную тару непосредственно в производственных цехах;

  высокие требования легкости, простоты и эффективности санитарной обработки, так как в большинстве случаев тара для ХБИ является оборачиваемой;

  требования упрощения логистики, поскольку ХБИ – товар ежедневного спроса, имеет высокую скорость продаж и широкую географию сбыта;

  требования эстетичного внешнего вида, гигиеничного дизайна, легкости коммерческого использования, так как часто ХБИ размещаются в торговых точках уже в транспортной таре.

«Эти требования являются основными движущими факторами увеличения доли пластиковой транспортной тары в сегменте ХБИ за счет замещения тары из дерева, – подчеркивает Татьяна Буденная, исполнительный директор ООО «Пласт-Бокс Украина». – При сравнении логистических параметров, долговечности, износостойкости, легкости очистки, мойки и санобработки разных видов транспортной тары для ХБИ становятся очевидными выгоды использования пластиковых изделий». 

Практика логистики

«Правильная организация транспортной логистики для производителей хлебобулочных изделий может раскрыть массу дополнительных возможностей касательно развития и оптимизации бизнес-процессов, – констатирует Евгений Бондаренко, заместитель генерального директора ООО ПТК «Полимерцентр». – Для всего мира обычной практикой в решении данного вопроса, которая уже давно доказала свою экономичность, эффективность и способность выдержать жесткие санитарно-гигиенические требования, является использование специальной пластиковой тары».

Далее Евгений Бондаренко охарактеризовал ситуацию на украинском рынке. В Украине большинство производителей ХБИ для транспортировки хлеба используют стандартные деревянные лотки. Причин несколько: низкая стоимость, недостаточно жесткие требования СЭС и контроль их соблюдения, а также отработанная годами привычная схема логистики – наследие

еще советского прошлого. Их недостатки – зависимость от специализированного транспорта, неэффективность использования доступных площадей, недолговечность и склонность к быстрому загрязнению.

В поисках лучших решений часть игроков на рынке ХБИ вместе с деревянными лотками практикуют использование пластиковых ящиков размером 600х400 мм и, как правило, большой высоты – 250, 300, 350, 420 мм. В частности, их активно используют дилеры хлебозаводов, которые не имеют специализированного транспорта (хлебовозов), поэтому для них пластиковый ящик – это основная тара для перевозки продукции.

«Производителей ХБИ, которые пользуются пластиковыми ящиками, в Украине не так много. Если у них есть система принудительного охлаждения хлеба, например, спиральный или вакуумный кулер, то экономический эффект от использования ящиков – максимальный. В противном случае, производитель хотя и решает вопрос доставки неспециализированным транспортом, но вынужден перекладывать хлеб дважды – с печи на лоток, и из лотка в ящик. Независимая логистика, автономное штабелирование, экологичность и долговечность – основные преимущества пластиковых ящиков, – отмечает Евгений Бондаренко. – Некоторые хлебозаводы используют пластиковые аналоги деревянных лотков.

Они более гигиеничны, но также кардинальным образом не улучшают логистику хлебозаводов. Преимущество пластиковых лотков – более длительный срок эксплуатации, но и цена их значительно выше».

Новый уровень

Все вышесказанное подводит к выводу, который делает Евгений Бондаренко: «тарой, которая выводит решение логистических задач на новый уровень, является пластиковый ящик-лоток. Он объединяет в себе все лучшие свойства лотков и пластиковых ящиков. Его единственным недостатком можно назвать первоначальную стоимость, но если принять во внимание все те преимущества и возможности для развития бизнеса, которые он предоставляет, то эта стоимость по нашим оценкам окупается за 2 г. Среди преимуществ акцентирую внимание на следующих:

  100% совместимость с контейнерами для хлеба и особенностями хлебовозов;

  возможность штабелирования;

  возможность перевозки в любом виде транспорта;

• возможность вкладывать один в один, которая позволяет снизить расходы на обратной логистике и хранении пустой тары;

  усиленная фиксация в штабеле;

  возможность укладки хлеба сразу из печи (контактная температура до 100°С);

  вентиляция, которая необходима для сохранения качества продукта;

  возможность независимой экспозиции на торговых площадях;

  снижение транспортных расходов за счет большей вместимости хлеба на 1 м2 полезных площадей при штабелировании».

С расширением ассортимента производимых ХБИ, ростом и укреплением брендов хлебного рынка, будет претерпевать изменение и транспортная тара. Например,  для определенных товарных групп ХБИ могут быть разработаны модификации транспортной тары, которые позволят оптимизировать логистические операции, а также участвовать в продвижении брендов производителей. Пластиковая тара позволяет решать эти задачи более гибко и эффективно.

Ольга Бут

 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Татьяна Буденная, исполнительный директор ООО «Пласт-Бокс Украина»

Сегодня динамика перехода на пластиковую тару на украинском рынке ХБИ очень слабая по причине высокой стоимости таких поддонов. Хлебобулочная промышленность практически не использует пластиковые поддоны, однако некоторые производители планируют переход с деревянных лотков для ролл-кейджей на пластиковые. Но поскольку размер лотков нестандартный и весь транспорт приспособлен под «нестандарт», для такого перехода нужны большие капиталовложения. В настоящее время доля пластиковых паллет на рынке Украины составляет ориентировочно не более 3%, и хотя в европейских странах они используются чаще, их доля также значительно меньше в сравнении с деревянными поддонами.

Существует несколько стандартов пластиковых поддонов, в основном – это два типоразмера: 1200х1000 и 1200х800. Также есть такое понятие как гигиенический поддон, который предназначен исключительно для пищевой промышленности. В Европе еще используют так называемый Display pallet, типоразмер 600х400, но этот тип в основном используется для выкладки товаров в супермаркетах.

Для наших украинских клиентов «Пласт-Бокс Украина» имеет возможность импорта пластиковых поддонов, которые производит наш надежный партнер – немецкая компания Bekuplast.

 

Евгений Бондаренко, заместитель генерального директора ООО ПТК «Полимерцентр»

Темпы перехода игроков хлебного рынка на пластиковую тару на данный момент остаются низкими, в первую очередь, по финансовым причинам. Но любой бизнес всегда ищет пути оптимизации процессов и увеличения своей эффективности. Поэтому мы уверены, что преимущества и выгоды от использования специализированной пластиковой тары для транспортировки ХБИ получат справедливую оценку со стороны производителей, и украинский хлеб будет в максимальных объемах транспортироваться в практичной, надежной, гигиеничной пластиковой таре.

ПТК «Полимерцентр» профессионально занимается проектированием и производством пластиковых ящиков для нужд разных отраслей. В 2016 г. к уже имеющейся линейке ящиков 600х400 мм мы добавили абсолютно новый ящик-лоток для хлебобулочных изделий ST7616, размером 740х620х160 мм. Он разрабатывался совместно с производителями и с учетом особенностей эксплуатации тары в Украине и уже запущен в серийное производство.