Інтерв'ю


Иван Стипахно, к. ф-м. н., генеральный директор Coveris Rigid Ukraine





Эффективная работа компании, ее способность достигать стратегических целей в большой степени зависят от слаженной работы коллектива. В свою очередь, сплотить коллектив – задача грамотного управления руководителя. «Успех компании – это заслуга коллектива, а ошибки – это упущения директора», – считает Иван Стипахно, к. ф-м. н., генеральный директор Coveris Rigid Ukraine



Одно из основных психологических качеств успешного руководителя – образ его мышления, который лежит в основе принятия практических решений. Какие факторы формировали ваши мировоззренческие основы?
Иван Стипахно: Каждая ситуация, каждое событие оказывают определенное влияние на формирование мировоззрения в целом и управленческих навыков в частности. Но вот извлечь пользу, уроки из жизненных ситуаций, я считаю, можно тогда, когда есть стремление постоянно развиваться.
Например, мне всегда нравилось учиться. Школу я окончил с золотой медалью и поступил на механико-математический факультет КНУ им. Т. Шевченко. Именно знания, научная деятельность стали фундаментом моего мировоззрения, моей человеческой и гражданской позиций. Конечно, эти знания не были обезличенными, за ними стояли конкретные учителя, личность которых также оказывала на меня огромное влияние. Так, каждый раз я с уважением и признательностью вспоминаю своего научного руководителя кандидатской диссертации, академика НАНУ Анатолия Владимировича Скоро- хода. Это был ученый-математик мирового уровня и человек высочайших личностных качеств, который помог мне сформировать отношение к жизни. Из массы составляющих хочу выделить навык видеть в каждой трудности не проблему, а задачу, требующую решения. Этот навык помогает не поддаваться эмоциям, а вырабатывать алгоритм действий.
Также я благодарен моему брату, Степахно Владимиру Ивановичу, бессменному президенту нашей компании, который по-отечески относился ко мне и стал фундаментом нашего предприятия.

Возможно, именно ваша способность видеть в каждой трудности задачу и помогает руководить становлением предприятия?
И.С.: В немалой степени, да. Но главной движущей силой энтузиазма моего и моих единомышленников была цель – создать современное украинско-венгерское предприятие по производству жесткой полимерной упаковки. Ведь на тот момент отечественный упаковочный рынок находился на этапе своего становления и спрос на качественную упаковку превышал предложение. Наше предприятие было образовано 18 августа 1998 г., так что в этом году нам исполнилось 17 лет. Открывал новый завод президент НАНУ Борис Евгеньевич Патон.
С момента открытия завода и по сегодняшний день наше предприятие поступательно растет, как и в самом начале деятельности, ставя цели максимально соответствовать требованиям рынка. Мощнейший толчок развития наша компания, которая тогда еще называлась «Интерагропак», получила с вхождением в состав группы Coveris Rigid Global, который объединяет 19 заводов в 13 странах Европы и имеет 2 офиса по продажам. Всесторонняя поддержка группы помогает нашему предприятию сегодня выходить на европейский уровень в изготовлении жесткой полимерной термоформованной упаковки для ключевых сегментов коммерческого потребления: молочной и масложировой промышленностей, мороженого, детского питания и мн.др.
Хочу акцентировать внимание, что, несмотря на сложную политическую ситуацию в нашей стране и военные действия на ее территории, Coveris Rigid Global не прекращает финансового и материального инвестирования в украинское предприятие. Благодаря поддержке группы Coveris Rigid Global мы сможем достичь стратегической цели – стать весомым игроком на рынке жесткой пластиковой упаковки в Центральной и Восточной Европе. Даже сегодня, в сложных рыночных условиях, наше предприятие ежегодно наращивает объемы реализации упаковки и продолжает активный рост.

Отметьте основные преимущества вашей компании, на которые опираются заказчики при выборе поставщика упаковки.
И.С.: Большинство наших клиентов – это мультинациональные компании. Уже это говорит о том, что качество, безопасность нашей упаковки и ее ассортимент, способность предприятия обеспечить необходимые объемы в короткие сроки, наличие вариантов декорирования и наша гибкость в полной мере удовлетворяют высокие требования мировых лидеров рынка FMCG. Сегодня мы работаем с двумя типами сырья – по- липропилен и полистирол. Мы единственный завод в Украине по производству жесткой пластиковой упаковки, который может производить полипропиленовую термоформованную упаковку для масложировой и кисломолочной продукции. При этом мы располагаем различными вариантами декорирования: 8-цветная офсетная печать, термоусадочная рукавная этикетка (sleeve-этикетка), новая прогрессивная технология DuoSmart, совмещающая в себе привлекательный внешний вид бумажной упаковки и функциональные особенности полимеров.
Еще раз отмечу огромную поддержку нашего предприятия группой Coveris Rigid Global, предоставившей нам уникальное для Украины оборудование – линию термоформовки In-Line, стоимостью более €1 млн. Принципиальные особенности этой линии в том, что сразу за этапом экструзии происходит процесс формования, без промежуточного цикла стабилизации пленки, то есть пленка перерабатывается непрерывно. Данная технология есть только у нас. Инсталляция линии на украинском заводе обеспечила нам высокую оперативность выполнения крупных заказов в требуемых объемах, ведь производительность данной линии в три раза выше производительности специализированных машин традиционного типа переработки полимерного сырья.

Одновременно с совершенствованием компании совершенствуется и ваше административное мастерство?
И.С.: Да, я постоянно учусь. Тесные и активные деловые контакты с нашими партнерами помогают увидеть, какие требования выдвигаются к предприятию в современных условиях. Региональные рынки становятся все более открытыми, конкуренция ужесточается, а значит, ужесточаются и требования к поставщикам упаковки. Сегодня рынок выбирает лучшего.
Поэтому мы стараемся стать лучшими. Например, очередной шаг нашего роста – завершение прохождения аудитов на соот- ветствие требованиям FSSC 22000. Это международная система менеджмента безопасности пищевых продуктов, одобренная Глобальной инициативой по безопасности пищевых продуктов GFSI (Global Food Safety Initiative), включающая в качестве
базовых основ стандарт ISO 22000:2005, принципы HACCP и требования к программам предварительных условий. Развитие предприятия в ключе глобальных требований пищевой безопасности даст нам инструмент бизнес-управления, который связывает бизнес-процессы и продовольственную безопасность. Без таких стратегических шагов навстречу требованиям рынка я не вижу будущего развития.

17 лет вашей компании, и все эти годы вы – ее бессменный руководитель. Какое из своих достижений, как директора, вы считаете главным?
И.С.: Квалифицированный коллектив, сплоченный общими целями. Я дорожу этим коллективом и в отдельности каждым специалистом, большинство которых работает вместе со мной больше 15 лет. И сегодня их профессиональный рост не прекращается. Наша группа регулярно приглашает несколько специалистов для обучения на европейских заводах группы, где мои сотрудники осваивают новые технологии, получают практические знания и навыки. По возвращению на родной завод, эти знания успешно применяются и передаются коллегам. Такой подход позволяет нашему коллективу быстро осваивать технологические новинки, а каждому сотруднику – расти профессионально. Я считаю, что успех компании – это успех всего коллектива и каждого человека в этом коллективе. А вот недостатки предприятия, ошибки – это упущения директора.

Между прочим, ряд зарубежных социальных исследований подтверждают ваши слова, что подчиненные-специалисты хотят видеть в лице руководителя, в первую очередь, наставника, капитана команды. Как по вашему опыту вы реализовываете такую функцию управления персоналом?
И.С.: Выполнение своей социальной роли капитана или наставника я вижу в направлении сотрудников на достижение общих целей. А для этого необходимо не только выработать стратегию развития, но и конкретизировать ее в задачах для каждого отдела, каждого топ-менеджера. Также важно, как я говорил выше, уметь признавать ошибки и вырабатывать конструктивный план их устранения. Это все вопросы понимания ответственности за судьбу всего предприятия, успех которого начинается с каждого рабочего места. Я всегда старался объединить свои управленческие навыки и качества лояльного коллеги. Например, я понимаю, что основная мотивация труда – это достойное материальное вознаграждение. Поэтому стараюсь выстраивать систему поощрений так, чтобы иметь возможность регулярно премировать коллектив. С другой стороны, как коллега, я знаю всех своих сотрудников поименно, знаю их личные проблемы. Никому не отказал в помощи и стараюсь помогать, чем могу и в радости, и в горе. Так формируются доверительные отношения в коллективе. А взаимное доверие – самая надежная основа для ответственной и добросовестной работы.

Да, доверие положительно влияет на производительность труда коллектива. А со своими партнерами вы выстраиваете отношения по схожему принципу?
И.С.: Конечно. У нас не существует понятий «клиент» или «поставщик». Для нас это партнеры. Партнеры компании знают, что если я уже дал слово, то у меня есть и основания, и возможности его сдержать. Оценивать риски и видеть выгоды ситуации – этому учит предпринимательский опыт. А вот механизмы делового общения всегда индивидуальны и во многом зависят от личных качеств партнеров. Например, я всегда стараюсь помогать партнеру развивать его бизнес. Однако не всегда выгоды для нашего предприятия от такой помощи очевидны сразу. Были случаи, когда я по просьбе партнера давал ему совет перейти с одного типа упаковки на более прогрессивный вариант или же на более бюджетный метод декорирования. При этом переходе я терял его как заказчика упаковки, которую он у меня до этого покупал, или при этом значительно снижалась рентабельность поставляемой упаковки. Но если решение партнера взвешенно и обоснованно, я могу обратиться к группе с предложением расширения ассортимента завода под заказчика с растущими объемами. Таким образом, партнера наш завод не теряет, а, наоборот, приобретает. При этом мы еще и стимулируем рынок потреблять новый тип упаковки. Так что доверие партнеров мало завоевать, его нужно удержать. А удержать его можно видением возможностей новых направлений развития и верой в будущее.

Верой в будущее страны?
И.С.: Да. Я верю в будущее Украины, ее территориальную целостность и независимость. Я патриот и хочу работать на благо Родины, вкладывая свой труд в повышение ее благосостояния. Ведь ее будущее зависит от того поколения, которое живет и работает сегодня. Все равно тяжелые времена закончатся. Но мы не будем пассивно ждать их завершения, а будем приближать это время своим каждодневным трудом.

В канун Нового года к кому вы хотите обратиться с пожеланиями?
И.С.: Хочу поздравить многотысячный коллектив Coveris Rigid Global, коллектив нашего предприятия, наших партнеров, редакцию и всех читателей журнала «Мир Упаковки». Хочу пожелать удачи в жизни, оптимизма и настойчивости в достижении целей, и чтобы все перемены, во время которых мы живем, воплотились в реальной пользе для каждого человека, каждой украинской семьи, и нашей страны в целом. Ведь каждый простой гражданин – творец своегогосударства, а государство – это мы.

Беседу вела Ольга Бут